Анализ картины Виктора Васнецова Баян - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Баян

Анализ картины Виктора Васнецова Баян

В основе картины Васнецова “Баян” – один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в “Слове о полку Игореве”. Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину.

Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины – холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины. Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание. При этом он играет на гуслях. Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают. Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом.

К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься. Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое. Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь. Лицо его выглядит суровым. Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика.

Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно. Его взгляд также устремлен вдаль. Наверное, он представляет себя храбрым воином. Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость. За его спиной стоит старый казак.

Он слушает старца, подперев голову руками. Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля. Просторы ее бесконечны. Видны молодые деревья, которые делают картину буквально “живой”. Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения. Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо.

Кажется, что даже оно слушает Баяна. Его длинные волосы треплет ветер. От этого картина получилась необычайно реалистичной.

Картина “Баян” пропитана любовью к русской земле, благодарностью воинам за их славные победы во время защиты своей отчизны от непрошенных гостей.

Один из последних шедевров художника, работа над которым шла в тревожной обстановке – в это время, время «балканских войн», где потомки васнецовских богатырей-славян сражались друг против друга, становилось очевидным, что и России скоро предстоит большая война.

Отсюда и сюжет и многокрасочная, тревожащая сочетаниями цветов палитра картины. Закатный сумрак, русские воины выдвигаются из лесов на поле, на котором, очевидно, на утро им предстоит решительный бой. Решительный – потому что иначе князь не взял бы с собой малолетнего наследника: судя по детской рубахе (без застежек!), виднеющейся из-под «взрослого» кафтанчика, сыну предводителя русских воинов приблизительно семь лет, возраст, в котором на Руси ребенок лишь в исключительных случаях передавался из-под опеки матери на воспитание отцу.

Да, все на картине говорит о предстоящей решительной битве – чистые одежды Князя и двух его, видимо, воевод, тревога на их лицах, боевое, а не парадное вооружение воинов, которые все прибывают. Добавляет тревоги и умело «пойманный» художником ветер (развивается борода сказителя, одежды замерших слушателей), и мастерски положенный Васнецовым на пейзаж отсвет уходящего дня.

Исполненная в красно-серых тонах картина – несмотря на то, что почти все персонажи её, кроме размещенного отнюдь не в центре полотна Баяна, статичны, – благодаря этим краскам прямо-таки вопиет о близкой опасности, тревоге и решительности с которой ждут завтрашней битвы русские люди. Но не все так мрачно, символ жизни – несколько зеленых веточек на защищенной от ветра стороне холма, – призваны подарить зрителю надежду. А смелое композиционное решение (новаторское для тех лет), размещение героя картины, самого Баяна, вдохновляющего воинов, почти что в правом углу, позволяет нам увидеть решительность, сменяющую тревогу, на лицах воинов на переднем плане.

Сам же сказитель, хранитель народной памяти, мудрый советчик и поэт (все эти качества приписывает баянам русская былинная традиция) выкладывается из последних сил. Казалось бы – зачем?! Ведь его функция перед боем, обычно, лишь приободрить дружину, подать совет князю. Но, видимо, утром ждет действительно судьбоносная битва – и Баян явно напоминает слушателям о стойкости Земли Русской, возможно, так же и о трагичных поражениях, после которых эти вот русские воины, что сейчас его слушают, все равно продолжали безнадёжную, казалось бы, битву и превращали разгромы в окончательную Победу.

Автор – пожалуй, главный русский художник исторического и фольклорного жанров. Картина “Баян” – один из примеров использования истории Древней Руси в его творчестве.

Полотно создано по мотивам поэмы “Слово о полку Игореве”. В ней не раз упоминается Баян – древнерусский сказитель.

По сюжету, он сидит на холме, окруженный воинами, что слушают его песню. Среди них и князь Игорь – главный герой поэмы.

Картина интересна своей композицией: Баян, в честь которого она названа, сидит не в центре, а справа. Большую часть полотна занимают воины. Их спокойные и при этом решительные и отважные лица призваны донести замысел художника – храбрость, доблесть и преданность Родине, которая помогала русским войскам раз за разом одолевать врагов.

Кардинально отличается от витязей сам Баян. Его образ привносит в общую картину некую мистику, сказочность. Он одет в белые языческие одежды, в руках держит гусли. Если позы солдат статичны, неподвижны; они словно зачарованы песней, – то Баян динамичен, его рука поднята вверх, волосы развеваются на ветру – весь его вид показывает, как сказитель старается приободрить воинов, поднять их боевой дух. Образ Баяна – еще один символ: с его помощью Васнецов демонстрирует роль искусства в жизни человека, особенно в тяжелые времена.

Важны в картине и детали: например, княжеский сын, сидящий рядом с отцом. Он, как и остальные, внемлет песне Баяна и, пусть он еще не участвовал в битвах, – его лицо сурово и сосредоточенно. Его присутствие на полотне неслучайно: то, что он не остался дома с матерью, а отправился в военный поход с отцом, означает важность предстоящей битвы. Следует также обратить внимание на копье в середине воинского круга – оно загнано глубоко в землю, что подчеркивает решительность Игорева полка.

Палитра картины передает ее встревоженное настроение: много красных, серых и черных элементов, пасмурное небо создают мрачную атмосферу. С другой стороны, им противопоставлены зеленый холм и нежные веточки с цветами на переднем фоне – они символизируют надежду на победу русских войск и долгожданный конец войны.

В настоящее время полотно находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.

Эпическое полотно Виктора Михайловича Васнецова «Баян» написано ближе к концу его славного творческого пути, в 1910 году, хотя задумка появилась еще три десятилетия назад. Картина является последней в былинном цикле.

Художник искренне любил русские сказочные и исторические сюжеты, с удовольствием работал над ними. В какой-то степени его самого можно сравнить со сказителем Баяном, бережно хранящим в памяти старинные предания.

На картине изображена княжеская дружина, набирающаяся сил перед сражением. Воины помещены в центр картины, слепой гусляр скромно занимает место с краю, ведь в предстоящем бою главную роль предстоит играть не ему, а защитникам русской земли.

Известно, что Виктор Михайлович запечатлел на полотне не абстрактную дружину, а войско князя Игоря: и его самого, и юного сына можно видеть среди воинов, задумчиво внимающих рассказчику. Литературные источники гласят, что Баян в основном пел о доблестных ратных подвигах, о русских богатырях: таким образом, он вдохновляет войско на будущий бой.

Природа вторит настрою дружины: бушует сильный ветер, о чем можно судить по растрепавшимся волосам сказителя. Над войском нависли грозовые облака, будто предупреждая, что сеча будет нелегкой.

Холм, на котором разместились воины, совсем небольшой, на его вершине хватило места не всем, на нем сидит чуть больше дюжины мужчин, и часть дружины слушает былину с его обратной стороны. Но, глядя на окрестности, кажется, что войско князя Игоря совсем не отличается большой численностью, ведь за таким маленьким холмом не могло поместиться много людей.

Дружина выглядит одинокой на фоне великолепной природы, богато отраженной на полотне: можно видеть бескрайние просторы, широкую реку, густой лес и поле, а княжеских ратников будто бы нигде и нет, они сконцентрированы лишь на маленьком пятачке. Это ощущение неспроста: мы знаем, чем окончился поход князя Игоря против половцев в 1185 году.

Лица воевод и ратников напряжены, а тревожные закатные цвета подчеркивают ощущение грядущей грозы. Мрачное, гнетущее впечатление не оставляет зрителя тем больше, чем дальше он вглядывается в полотно. Знает ли вещий Баян о том, что войско обречено?

Эта многозначная картина была воспринята современниками двояко, некоторые увидели в ней упаднические настроения. Так или иначе, со временем полотно заняло достойное место в истории и сейчас хранится в Государственном русском музее.