Царь, для убежденного монархиста Васнецова, фигура священная, помазанник Божий, Государь-благодетель. Поэтому, судить о соответствии портрета историческим реалиям нет смысла. Но какова фантазия!
Иван Васильевич шествует по лестнице своих палат. Взгляд его тяжел, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости в нем нет. Васнецов дает нам образ мудрого царя, государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность, величие, близость к миру горнему.
Крепко государь сжимает в руках свой жезл. Это не посох, не опора. В руках Ивана Грозного его оружие. Этот жезл проткнул ногу слуги князя Курбского, заклятого царева врага. Гулял этот жезл и по спинам боярским. В лучшем случае — только жезл… В другой руке Ивана Васильевича — четки, символ глубокой веры и набожности православного царя.
Притихла зимняя Москва за окном дворца — испуганная, присмиревшая.
Красная ковровая дорожка под ногами самодержца, кровав путь властителей на Руси. Еще секунда и нога грозного царя наступит на изображение герба державы — византийского двуглавого орла. Символично. Ивану Васильевичу и вправду удалось подмять под себя страну, перекроить ее устройство, систему управления. Сделать ее современной, управляемой. Страшной ценой…
В этой картине Образ Ивана Васильевича Грозного передан невероятно глубоко. Васнецов наглядно показал, как можно создать портрет исторического характера, чтобы он был невероятно живой, максимально глубокий и очень проникновенный. Мы видим грозного именно так, как его описывают современники. Скорее всего, живописцу помогло то, что он был невероятно близок к творчеству народа, и поэтому хорошо его знал.
В исторических песнях народа Иван Грозный предстает грозным, но невероятно мудрым. Скорее всего, на Васнецова также повлияли старинные постройки времен Ивана 4, которые так поразили его в Москве. В особенности это Собор Василия Блаженного, в котором выражено все лучшее, что было в зодчестве той эпохи. Скорее всего, именно это подтолкнуло Васнецова серьезно задуматься над личностью царя и тем содержанием, которым была наполнена вся эпоха. Важно, что осмыслил он это по-новому.
Живописцу удалось создать поистине величественный образ Ивана Грозного. Этого человека отличает невероятно твердая воля, огромная сила ума, решительность, суровость, некоторая подозрительность, скрытность. Все эти черты были обусловлены особенностями эпохи, когда постоянно происходили заговоры и измены. Царь находимся выше всего его окружения не только по своему сану, но и в духовном плане. Мы ощущаем, насколько своеобразна и значительна личность Ивана Грозного. Невероятно выразительны руки.
Фигура царя занимает все полотно по вертикали, так как он изображен в рост. Именно это способствует тому, что ощущение величественности увеличивается до предела. Царь находится над окружающим, господствует в нем, но при этом он с ним составляет единое целое.
Весь колорит картины невероятно строгий и сдержанный. Одеяние царя передано с исторической точностью. Архитектурный фон создан фантазией живописца.
Картина была окончена в 1879 году.