Анализ картины Виктора Васнецова Алёнушка - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Алёнушка

Анализ картины Виктора Васнецова Алёнушка

На опушке темного леса, на большом камне прямо над водой лесного озерца сидит Алёнушка. Голодная и утомленная босая девчушка, устало и обреченно опустила головушку на колени. Сказочная девочка ищет в лесу своего потерявшегося младшего брата Ивана. Обреченно большими грустными глазами смотрит девушка в темную студеную воду.

Сейчас она немного передохнет и снова отправится на поиски брата по густому темному лесу. Пасмурные облака сгустились над лесом и полянкой, еще ярче показывая общее настроение тоски и отчаяния героини.

Однако, на заднем плане, на еловых ветках присели несколько белогрудых ласточек, символизирующих надежду на благополучный конец доброй сказки об Аленушке.

Звала, искала Аленушка брата в густом лесу, притомилась и присела к воде на опушке передохнуть. Сарафан ее в лесу истрепался, испачкался и порвался, волосы взъерошились, цепляясь о ветви деревьев и кустов. Но все это пока что не тревожит девушку, грустит она и надеется отыскать братца в дремучем лесу.

Картина Виктора Васнецова, ничто иное как, иллюстрация к русской народной сказке о сестрице Аленушке. Написана она в тысяча восемьсот восемьдесят первом году.

Со всех сторон окружил девчушку густой лес. Невысокие макушки деревьев упираются в серое пасмурное небо. Первые пожелтевшие листочки появляются на деревьях и опадают с воду, срываемые лесным ветерком. Камыши у берега, трава и деревья не отвлекают зрителя от главного персонажа полотна — грустящей у кода на камне, уставшей от блукания по лесу, Аленушки.

Кажется, что загрустила и замерла от тоски и усталости вся природа. Ни ветка не шелохнется, ни капелька не упадет в зеркальную гладь водоема. Лишь пернатые посвистывают на ветке: — Вставай, Аленушка, пойдем искать братца.

Аленушка, печальная девочка у пруда, — одна из любимых всеми картин В. Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.

Грусть девочки очень взрослая. Печаль в ее глазах граничит с отчаянием. Неубранные рыжие волосы, темные глаза, нежно-алые губы – формируют легко читаемый образ ребенка с трудной судьбой. В Аленушке совсем нет ничего сказочного, фантастического. Собственно, вся сказочность сюжета подчеркнута лишь одной деталью – группой ласточек, сидящих над головой героини. Этим символом (как известно, ласточки символизируют надежду) художник уравновешивает полный тоски образ героини, дает надежду на счастливый финал старой русской сказки.

Васнецов наполнил фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. Отлично удались художнику водная гладь пруда, камыши, осока, ели. Все неподвижно, тихо, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Чуть трепещут молодые осины. Едва хмурится осеннее небо. Темные, зеленые тона пейзажа контрастируют с румянцем на лице героини, а осенняя грусть — с яркими цветами на юбке Аленушки. Зритель чувствует: еще мгновение и сказка продолжится…

Творчество художника многогранно, а картины стали известны по иллюстрациям к народным русским сказкам. Картина Васнецова «Алёнушка» была написана им в 1881 году. Она словно пропитана лиричностью образа девушки из известной сказки «Сестрица Алёнушка и братец её Иванушка». С тоскующим взглядом и уставшая от поисков братца, Аленушка сидит на большом камне у пруда положив голову на колени. Вокруг дремучий и тёмный лес наводит угрюмые мысли на зрителя. Печальное уединение, усиленное образами природы, деревьев, облаков над головой героини, говорит о какой-то скорби.

Тёмный лес обступил её со всех сторон и не хочет выпускать из своего плена. Слёзы Алёнушки падают прямо в пруд. Что же хотел сказать автор? Скорее предостеречь об опасности, которая случилась или может случится с Иванушкой. Босая, с растрёпанными волосами на голове, в стареньком и выцветшем сером сарафане, Алёнушка полна раздумий о своём братце.

Вдруг баба-яга её брата оборотила в козлёночка. Васнецов замечательно описал пейзаж этой картины, который взаимодействует с его героиней. Ничто не отвлекает зрителя от героини картины. Одновременно каждая деталь подчёркивает глубину сущности картины, которая предоставляет богатую почву для размышлений.

Создаётся такое впечатление, что Алёнушка находит утешение у пруда. Она как бы растворяется в этой красоте красок художника и становится сама частью этого пейзажа. Израненные ноги, смирение героини завораживает и привлекает зрителя к её чистому девичьему образу.

Картину можно назвать иначе – девушка у озера. Она надеется на чудо, которое как будто вот-вот появится из глубин воды. Даже становится жалко Алёнушку. Сострадание и сопереживание зрителя главной героини, становится чуть ли не главной целью для автора.