Анализ картины Виктора Васнецова Христос Вседержитель - Васнецов Виктор Михайлович
Анализ картины Виктора Васнецова Христос Вседержитель

Анализ картины Виктора Васнецова Христос Вседержитель

Большой мастер живописи на религиозную тематику, Васнецов в своем полотне «Христос Вседержитель» изобразил Иисуса Христа в центре композиции. Его выразительный образ заключен в идеальный круг, на фоне темного ночного неба, украшенного горящими звездами. В левой руке у Христа большая рукописная Библия, а правой, высоко поднятой рукой, он благословляет всех на него глядящих, то есть все человечество.

По углам эскиза, довершая строгое геометрическое построение полотна, находятся символические изображения Тетраформа – четырех священных существ, ассоциирующихся с четырьмя евангелистами. Их изображения – ангел, орел, вол и лев – выполнены в золотисто-охристой гамме, которая создает впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.

В картине преобладают два основных цвета – синий и коричневый. Оттенки синего ассоциируются с небесным, возвышенным и духовным, а коричневатые и золотистые цвета – это все земное, реальное и человеческое. Таким образом художник хочет передать двойственную природу Христа – Сына божьего, рожденного смертной женщиной.

У Христа на полотне очень выразительное, запоминающееся лицо, особенно глаза, буквально проникающие в душу смотрящего. Это прекрасный художественный и духовный образ для храма.

«Третьяков покупал работы Васнецова прямо с выставок и беспокоился, чтобы царская семья его не опередила». «Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой обычно трудился, за металлический крюк. Высота-то была огромная. То, что Виктор Михайлович получил художественное образование — отчасти тоже чудо. Он учился в духовной семинарии. А в 1867 году вышел новый устав семинарии, дававший право выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения. Этим правом Виктор и воспользовался, отправившись по благословению отца поступать в Петербургскую академию художеств. Разрешение действовало только до 1884 года.

Интересно, что Виктор Михайлович был до такой степени скромным человеком, что, пройдя в Академию художеств по конкурсу, но не получив извещения, решил, что не поступил. А поинтересоваться результатами… постеснялся. На родину в Вятку, однако, не вернулся. В Петербурге зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книги. А на следующий год, когда пришел поступать в Академию снова, ему сказали: «Вы приняты еще в прошлом году…»

Полотно «Христос Вседержитель» создавалось Васнецовым на протяжении 9 лет, с 1885 по 1896 годы. Художник изобразил образ Иисуса Христа, заключенным в круг идеальной формы, в центральной части композиции, фоном для него Васнецов сделал ночное небо с горящими звездами. Правая рука Христа поднята вверх, он благословляет каждого на него глядящего, а в левую руку ему вложена большая рукописная Библия.

Для довершения строгого геометрического построения, по углам полотна Васнецов поместил символические изображения

четырех священных существ: ангела, орла, вола и льва. Ассоциируются они с четырьмя евангелистами и выполнены в золотисто-охристой цветовой гамме, благодаря чему создается впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.

В картине преобладает палитра синего и коричневого цветов. Цветовая гамма синего цвета сопоставляется с небесным, возвышенным и духовным. Разнообразие коричневого и золотистого представляет собой все земное, реальное и человеческое. Так художник доносит истину двойственной природы Христа, как Сыны Божьего, рожденного смертной женщиной.

Лицо Христа на полотне Васнецов изобразил очень четко и выразительно. Особенно выделяются глаза, они буквально проникают в душу смотрящего.

Воссоздание образа Христа занимает центральное место в творчестве Васнецова. Он действительно искренне верил, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа и писал об этом Мамонтовой.

Он со всей ответственностью подошел к поиску достойной формы для передачи глубокого духовного содержания. И его старания и труд увенчались успехом. Лик киевского Вседержителя сопоставим с мозаичными образами в Софийском соборе (2-я половина 13 века) и церкви Хора (14 века) в Константинополе.