Анализ картины Василия Верещагина На Шипке всё спокойно… - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина На Шипке всё спокойно…

Анализ картины Василия Верещагина На Шипке всё спокойно…

Эта картина Верещагина о войне под Шипкой. Но это, как и всегда у этого художника, не совсем простая часть триптиха. Да и вообще сама задумка триптиха не совсем о войне. Точнее, о войне, но только не о той боевой её части, а с чисто человеческой стороны.

Триптих этот – история одного солдата, которого просто напросто забыли. Первая часть – это солдат в пурге. Он настолько укутан в своё в данном случае ненадёжное экипирование, которое его не спасает от холода, что даже не видно лица. А и не надо.

Достаточно образа, простого образа честного верного солдата преданного своими генералами. Его просто забыли снять с поста. И вот он в первой части триптиха в метели, кое как стоит. Вторая часть – снега навалило много, но солдат так и стоит на посту. И третья часть – солдата фактически не видно – это большой сугроб и лишь только часть его шапки виднеется из-за снега. Солдат не ушёл с поста, солдат так и остался стоять, потому что приказ никто не отменял. А генералы, забывшие о нём, уже отчитались, что всё спокойно, всё нормально. Забыли!!!

Вот потому часто Верещагина не любили чиновники, часто мешали ему творить. И то ведь верно, как он беспощадно и с плохо скрытой ненавистью, сквозь парадную живопись, показывал военные «подвиги» генералов, которые подчас и не вспоминают о рядовых солдатах. Недаром даже сам император Александр III говорил о нём не самые лестные слова, но всё же приказа навредить художнику не давал. Но зато слова императора были восприняты иначе и Верещагину мешали спокойно творить.

И должно быть, как легко вздохнули злопыхатели, когда узнали о гибели художника в рейде корабля в Порт-Артуре в 1904 году. Увы, он погиб, хотя мог ещё многое сделать. Но погиб он с кистью в руках. Он и отправился в плавание, чтобы запечатлеть бой в реальных событиях.

Полотно «На Шипке все спокойно!» Верещагина – одно из самых выразительных произведений Балканского цикла – создано в 1878 году. Полотна этого триптиха представляют собой не батальные сцены, а эпизоды, рассказывающие о страшных буднях войны и героизме рядового солдата. Название триптиха взято Верещагиным из циничного рапорта одного из генералов.

Генералы, бодро отчитывающиеся перед верховным командованием о ходе военных операций, часто скрывали истинное положение дел. Конечно же, они не упоминали в своих рапортах о том, как солдаты, голодные, плохо экипированные, замерзали в горах под непрекращающимся неприятельским обстрелом.

Три картины Верещагина, объединенные одним сюжетом, рассказывают о гибели простого солдата во время военных действий русско-турецкой войны. Действие происходит в Болгарии на Шипкинском горном перевале. На первом холсте мы видим занесенного снегом часового, который был забыт начальством на своем посту. Центральная картина триптиха показывает нам этого же солдата, который продолжает стоять, засыпанный снегом по самую грудь. На третьем холсте вместо часового – большой сугроб из снега. И только уголок шинели, виднеющийся из-под сугроба, говорит нам о том, что солдат остался верен своему воинскому долгу до конца.

Колористическая гамма полотен передает атмосферу холодного и мрачного зимнего дня. Одинокая фигура солдата как будто сливается с пейзажем в единое целое.

Рассказывая правду о войне, художник стремится возбудить ненависть к ней. Триптих «На Шипке все спокойно» — трагическое повествование художника о судьбе рядового солдата. Своим произведением Верещагин беспощадно критикует тех, кто в корыстных целях или по преступной халатности обрекает рядовых воинов на бессмысленную гибель.