Анализ картины Василия Верещагина Горный ручей в Кашмире - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Горный ручей в Кашмире

Анализ картины Василия Верещагина Горный ручей в Кашмире

Василий Верещагин с супругой Елизаветой Фишер путешествовали по Индии 2 года (1874-1876). Возвратившись из княжества Сикким, они тут же отправились в путь по горным тропам Кашмира и Ладакха. Кашмир расположен в Западных Гималаях на довольно большой высоте. Обилие необыкновенно красивых озер, горных рек и ручьев привлекало внимание представителей династии Великих Моголов, потомков знаменитого Тимура (Тамерлана). «Великими моголами» их называли исключительно европейцы. Тимуриды правили в Индии до середины ХIХ века. Они облюбовали природу Кашмира для устройства здесь своих летних резиденций. Ранее единственной дорогой, связывающей Индию и провинции Кашмир и Ладакх, был так называемый Императорский путь, по которому перемещались еще Великие Моголы. Во время пребывания в этих местах четы Верещагиных (весной 1875 года) недалеко от старой дороги начали прокладывать новую, более удобную. И художник, выбравший для подъема в горы исторический Императорский путь, мог стать одним из последних путешественников, прошедших по нему: «На одном перевале дорога идет сплошь по голому утесу, в твердой породе которого выбиты тысячелетними движениями глубокие правильные колеи. Мы с любопытством смотрели на эту живую летопись сотен веков; чего, чего не могли бы пересказать…эти камни, чего, чего они не видели!»

Живописец запечатлел на холсте один из ручьев Кашмира, прославивших эту красивейшую местность. О сильном течении горной реки свидетельствуют многочисленные брызги и пена, сосредоточенные возле выступающих из воды валунов. Художник обозначил эти места белилами. Автор этюда располагается у самой воды, выбирая точку зрения на живописный изгиб русла, выбитого в каменистой почве горным потоком. Камнепад, запечатленный в правой верхней четверти холста, свидетельствует о довольно опасном участке пути. Хвойные и лиственные деревья и кустарники обрамляют ручей, позволяя проследить его путь с крутого склона. При взгляде на этюд зрителя не покидает ощущение шума воды, с силой преодолевающей горные пороги. Кажется, даже воздух вокруг наполняется прохладой и свежестью.

Василий Верещагин был одним из самых известных русских художников, описавших трудности войны. Многие его работы никогда не экспонировались в России из-за реалистичности сюжетов.

После русско-турецкой войны Верещагин жил и работал в Мюнхене, написав большое количество работ на военную тематику. Всех их объединял мотив представления прелести мира и изображения ужасов войны. В том числе художник нарисовал несколько сцен британского имперского правления в Индии и его «Шествие принца Уэльского в Джайпуре»

считается одной из величайших картин в мире. По возвращении в Индию он создал несколько картин, изображающих подавление индийского мятежа британскими властями, что вызвало споры на границе между искусством и политикой.

Россия также ввела запрет на выставки Верещагина, а также запрет на их использование в качестве иллюстраций в книгах и журналах. Основной причиной запретов стали обвинения в клевете в адрес российской армии. Художник нелегко переносил несправедливые обвинения и даже сжег три свои картины.

Картина «Горный ручей в Кашмире» выделяется из общего ряда «индийских» работ Верещагина. Она была написана во время первого путешествия художника в Гималаи, Индию и Тибет в 1874-1876 годах. Он восхищался природой горного Кашмира, его утесами и скалами, как и многие империи — от великих Моголов до британских колонизаторов. Умиротворяющее спокойствие полотна не случайно – в этих местах шли кровопролитные сражения между индейцами и упорными горцами Кашмира.