Анализ картины Василия Верещагина Гималайский пони - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Гималайский пони

Анализ картины Василия Верещагина Гималайский пони

Василий Верещагин в свое время прогремел не только на всю Россию, но и на западе. Его картинами любовались в Америке и Англии. В Швеции и Польше.

В его работах, отображающих, казалось бы, обычные сцены из жизни скрывалось нечто большее. Тем не менее, имея такую популярность, художник не посещал никаких встреч, не выставлял самостоятельно свои работы на выставках, и уж тем более, не искал признания. Он скромно трудился в своей мастерской, а плоды его работы становились объектом любопытства окружающих.

Верещагин был военного сословия, что многих вводило в изумление. Настоящий боевой офицер, прошедший несколько войн, но при этом умудряющийся писать такие шедевры. Большая часть его работ связана с Гималаями. И одной из них является «Гималайский пони».

Если начать осмотр полотна, начиная с фона, то можно понять, что карликовая лошадь стоит на поляне посреди гор. Трава имеет немного желтоватый оттенок, так что можно предположить время года, когда рисовалась картина – осень.

Пони не предназначено для долгих перемещений. Их использование, чаще всего, характерно цирку, или детям из богатых семей. Животное, предназначенное для недолгих покатушек и веселья, стоит одно, уныло опустив голову, посреди гималайских гор. Одна нога чуть оторвана от земли, хотя остальные части тела показывают, что животное не собирается передвигаться. Что оно делает здесь?

Хочется надеяться, что пони сбежало, и теперь находиться на свободе, вдали от шума и озорных детишек. А может это место, где распахнулся передвижной цирк, и животное просто на прогулке. На нем седло, на котором раскинута разноцветная накидка. Как бы художник не придавал яркости ей, картина все равно получилась темной. Ведь глядя на хмурое лицо пони, уже не обращаешь внимания на яркие элементы картины.

С успехом завершив две персональные выставки – в Лондоне (1873) и Санкт-Петербурге (1874), Василий Верещагин отправился в двухлетнее путешествие по Индии. Вместе со своей женой Елизаветой Фишер живописец посетил Бомбей, Агру, Эллору, Джайпур и другие города, несколько раз поднимался в Гималаи, останавливался в горных княжествах Сикким, Кашмир и Ладакх.
Верещагин начал тщательную подготовку к предстоящей поездке еще в Санкт-Петербурге. Составляя маршрут, художник изучал культуру, историю и традиции, чтобы понять все трудности не только передвижения, но и общения с местными жителями. Произведения индийской серии отражают глубину интереса Верещагина – не ограничиваясь достопримечательностями и экзотическими пейзажами, художник стремился запечатлеть частные подробности быта людей, устоявшийся уклад их жизни, верования и привычки.
«Гималайский пони» – один из многочисленных этюдов, выполненных художником во время путешествия. В центре небольшого холста горизонтального формата изображена низкорослая лошадь на фоне условного, слегка намеченного пейзажа. Спокойный серо-зеленый колорит природы контрастирует с яркой упряжью: декорированное узорчатым полотнищем седло, алая уздечка, нарядный нагрудник с бубенчиками говорят о том, что изображенный пони мог быть подарком от короля Сиккима, которого Верещагин посетил в феврале 1875 года. Соответствующий эпизод в своих воспоминаниях приводит жена художника, описывая обмен дарами. Верещагин преподнес правителю княжества ценное ружье, а в ответ получил «апельсины, дрянные рис и масло <…> несколько баранов, кур и дрянную тибетскую лошаденку».
Сам художник, в отличие от жены, вспоминал местных пони с теплотой и нежностью. «Малорослые, крепкие на ногу и спину, действительно неоценимые, особенно в горах, выносливые, быстроногие, нетребовательные на пищу <…> я девять раз падал с лошадью на ужасной дороге, но ни разу верный тибетец не измял, не задавил меня, как сделала бы, может быть, другая менее легкая на ногу лошадь», – писал Верещагин в своем дневнике о тяжелой дороге на Томлонг.