Анализ картины Василия Верещагина Двери Тимура (Тамерлана) - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Двери Тимура (Тамерлана)

Анализ картины Василия Верещагина Двери Тимура (Тамерлана)

Картина написана маслом на холсте в 1873 году. Василий Верещагин – это художник, который написал много полотен на тему Востока, чем завоевал большую популярность среди деятелей искусства.

Его картины помогают вернуться нам в то нелегкое время. Изысканные одежды, тяжелые и прочные двери, оружие в виде стрел и лука дают возможность немного узнать, как жили люди Востока сотни лет назад.

Картины Верещагина поражали всегда не только обычных людей, но и известных художников, потому что он как никто другой мог прописать детали, менталитет, историю событий.

Тамерлан – это великий завоеватель, который по своим деяниям был схож с Чингисханом, но отличался от него еще большей кровожадностью, и значительным умом. Тимур знал не один язык, любил общаться со старцами, знал полностью Коран. Его завоевания были огромны, своей столицей он сделал город Самарканд. Как написано в древних книгах, он наложил проклятье на тех, кто потревожит его покой. На его гробнице было написано, что кто вскроет ее, того ждет кровопролитная война.

В 1941 году пророчество сбылось для нашей страны. За день до начала второй мировой войны 21 июня, гробница была вскрыта нашими учеными. После того, как было принято решение запечатать покои Тамерлана в 1942 году, наступил переломный момент для нашей страны. Россия стала выигрывать битвы и одержала победу в войне.

Эти события очень повлияли на Верещагина, он посвятил свою картину данной теме. И полотно ему удалось как никому другому. Как умело он передал декорирование резьбой дверей прошлых веков, точно нарисовал одежды. По их объемам видно, как тяжело было носить все это под палящим солнцем Востока.

Все цвета художником подобраны очень точно. Ведь восточные страны всегда отличались своим колоритом. Стражники на полотне как бы всматриваются в эти роскошные тяжелые двери, ожидая своего великого хозяина. Спустя века мы можем вспомнить события тех дней, узнать историю, задуматься о жизни.

Находясь в подчинении генерал-губернатора Туркестанского края Константина фон Кауфмана, Верещагин принимал участие в военных действиях в 1867-1868, 1869-1870 годах. В мае 1868-го художник прибыл в Самарканд, уже после его захвата русскими войсками: «Самарканд лежал внизу подо мной, затопленный зеленью…и я, пришедший из такой дали, готовился вступить в город, когда-то великолепный, столицу Тамерланову…». Российская армия была расквартирована в помещениях, прилегающих ко дворцу бухарских эмиров, принявших правление после изгнания Тимуридов в ХVI веке. Дворец назывался Кок-Таш, по легенде такое название носил трон Тимура (Тамерлана) из белого камня, расположенный в его внутреннем дворике. Прогуливаясь с Кауфманом по галереям дворца и обсуждая его историческое прошлое, Верещагин живо представлял себе сцены, разворачивавшиеся в этих стенах в эпоху расцвета Империи Тимуридов. В результате возникло произведение «Двери Тимура (Тамерлана)», отразившее былое величие дворца Кок-Таш.
На полотне изображены хорошо вооруженные стражи, охраняющие вход в парадные покои Тамерлана: «наш дворик сообщался со знаменитым тронным залом Тамерлана, двором, обнесенным высокою прохладной галереей, в глубине которой стоял и самый трон Кок-таш… Сюда на этот двор, стекались государи и послы всей Азии и части Европы для поклона, заверений в покорности и принесения даров», — вспоминал Верещагин свои впечатления. Воскрешая яркие образы прошлого, художник опирался не столько на свои фантазии, сколько на сохранившиеся в Самарканде памятники и артефакты. На картине изображена реально существовавшая старинная дверь дворца бухарских эмиров Кок-Таш (ранее служившая Тамерлану). Точно такая же дверь запечатлена на фотографии 1868 года из так называемого «Туркестанского альбома» (Альбома Кауфмана). С большой вероятностью художник мог использовать эту фотографию при написании картины «Двери Тимура» в Мюнхене, куда был командирован в 1870 году для работы над Туркестанской серией. Сложный, четко выписанный на картине узор, имитирующий резьбу по дереву, с одной стороны, говорит о Верещагине как о блестящем рисовальщике, с другой – он в точности соответствует декору дверей на фотографии.
Передавая расцвет Самарканда при Тимуридах на полотне «Двери Тимура», художник противопоставляет ему современную действительность, изображая нищих дервишей у мечети Ахмеда Йасави на картине «У дверей мечети» (1873, Государственный Русский Музей). Ивана Крамского восхищало, что обе эти картины, несмотря на отсутствие видимого содержания и действия, являются историческими и «так переносят в Среднюю Азию, в эту ожившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина…».

В. В. Верещагин широко известен своими жанровыми произведениями, утверждающими тему Востока в российском искусстве. Знаменитая картина «Двери Тимура (Тамерлана)», написанная в 1872-1873 гг., относится к Туркестанскому циклу картин художника. Полотно переносит нас в эпоху великого среднеазиатского полководца, знаменитого своей жестокостью. Это полотно — не изображение какого-то значительного исторического события, а воссоздание образа прошлого. Перед нами на полотне – вход во дворец хана. Мы видим изысканно украшенные старинные тяжелые двери. Они словно возвращают нас в древнюю цивилизацию. Кажется, что вот-вот из ворот выйдет сам Тимур, Тамерлан. С поразительной исторической точностью воспроизвел Верещагин сложный орнамент дверей, удивительно достоверно нарисовал охранников, которые в тяжелых халатах и полном вооружении, словно статуи, замерли по обеим сторонам ворот под палящим южным солнцем. Мы не видим лиц охранников, но их оружие – сабли, луки, стрелы, щиты, копья – выписано художником так тщательно, что кажется материально ощутимым. Неподвижность этих воинов создает ощущение бессмысленной, темной и жесткой силы. Так, используя самую простую композицию, художник передает зрителю с полотна дух средневекового деспотизма. Любуясь экзотичностью костюмов, роскошной резьбой двери, колористической гармонией, безошибочно чувствуешь дыхание кровавой эпохи. Композиция картины «Двери Тимура (Тамерлана)», как и ее сюжет, необычны. Полотно не имело аналогов в русском искусстве, представляя новый тип исторической картины. Уже на первой выставке, на которой картина была представлена, она получила высокую оценку больших мастеров русского реализма И. Н. Крамского и В. В. Стасова. Помимо описания картины В. В. Верещагина «Двери Тимура (Тамерлана)», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Картина находится на хранении в Третьяковской Галереи. Москва.