Анализ картины Василия Кандинского Синее небо - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандинского Синее небо

Анализ картины Василия Кандинского Синее небо

Русский художник Василий Васильевич Кандинский (04.12.1866 — 13.12.1944) внёс большой вклад в теорию изобразительного искусства и развитие абстракционизма. После Кандинского восприятие живописи в мире искусства стало иным. В основе его картин лежат философские идеи, воплощённые в образах. Примеры известных работ В. В. Кандинского: «Последовательность», «Синий всадник», «Осень в Мурнау», «Гора», «Лирическое», «Москва», «Синий».

Кандинский обучался живописи в Германии и долго там жил, но с приходом в 1933 году к власти нацистов, которые назвали его творчество «дегенеративным», он уехал во Францию. Франция стала его последним пристанищем, здесь он провёл остаток жизни. Исследователи считают, что в последние годы жизни художник вновь обратился к фигуративной живописи. Однако это обращение было своеобразным, так как Кандинский объединил фигуративное и абстрактное искусство. Летающие и плавающие на холстах затейливые и необычные сюрреалистические фигурки задавали его картинам весёлый и игривый тон.

Картина «Синее небо» (1940) Кандинского — типичный представитель последнего периода творчества художника. Диковинные существа как будто беспорядочно разбросаны на фоне синего неба, но на самом деле композиция чётко продумана. Есть мнение, что, возможно, это не небо, а море, вопреки названию картины. Всё же небесная голубизна и вата облака по нижнему краю картины убеждают, что это глубь неба среди облаков.

Почему обратился к синеве неба Кандинский? Эта бескрайняя ширь и глубина высится над землёй, над людьми с их нелёгкой жизнью и проблемами. Глядя в бесконечное небо, можно забыть о многом, в том числе и о нужде, отравлявшей закат жизни художника. В синем небе покой и, наверное, есть какая-то совсем другая жизнь, которой люди не видят.

Яркие, фантастические и забавные существа парят высоко в небе. Похоже, что они наполнены радостью. Среди них есть фигурки, похожие на воздушного змея, на медузу, на скорпиона и черепаху одновременно. Есть нечто с головой рыбы, голова которой расцвечена, как шахматная доска. А вот фигурка, напоминающая деревянную лошадку-качалку, но на месте головы — сидящая птица. Чем больше рассматриваешь эти диковинки, тем больше чувствуешь себя Алисой в Стране чудес Льюиса Кэрролла.

Все персонажи, парящие в синеве, словно улыбаются, им не тесно в этом обширном пространстве, они не сталкиваются, а гармонично сосуществуют в общем движении. Наверное, они слышат какую-то прекрасную музыку, которая организует их движение в небесном танцевальном союзе.

Впечатление от картины такое, будто художник решил извлечь кое-что из невидимого мира, все составляющие которого ему давно известны. И наконец-то он познакомит зрителя с некоторыми представителями Зазеркалья. Существа гротескны и абсурдны, но в них нет ничего, несущего негатив. Они красочные и праздничные, а упоительная голубизна неба звучит в картине как надежда и радость впереди.

Василий Кандинский с детства имел талант. Несмотря на то, что он выучился на юриста, получает звание доцента, получил право преподавать, Василий принимает волевое решение и становится художником. Поворотным моментом в жизни будущего художника стала случайность. После того, как Кандинский увидел полотно Клода Моне, он решает писать картины сам. Первые его картины были выполнены в жанре импрессионизма.

Картина, которая похожа на мультик – это полотно Василия Кандинского «Синее небо». Начиная с древних времен, синий цвет занимал почетное место среди остальных цветов в искусстве и культуре. Синий – это пространство, которое не имеет четко очерченных границ. Кандинский считал синий – цветом покоя и глубины. Темный, насыщенный цвет как будто зовет за собою в бесконечность.

В картине «Синее небо» графическая строгость уступает место барочным мотивам. На картине мы замечаем неких существ – это странные фигуры, которые как будто плывут по небу. Художник даже и не пытался смягчить причудливый и гротескный эффект от картины. Фигуры движутся, улыбаются. Мы замечаем достаточно странную фигуру, которая похожа на воздушного змея – она удивленно пялится на нас. Каждое существо улыбается. Мы улыбаемся им в ответ.

Глядя на существ, мы не можем понять, небо это или море. Существа похожи и на рыб, кальмаров и медуз. Кандинский не стал давать определения им. Оставил это на домыслы и фантазии зрителей.

Картина не относится к абстрактным полотнам. Мы не наблюдаем здесь агрессии, скрытых конфликтов.