Анализ картины Василия Кандинского Секущая линия - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандинского Секущая линия

Анализ картины Василия Кандинского Секущая линия

Секущая линия Василия Кандинского является ярким примером абстракционизма. Данная картина носит характерные черты геометрического стиля в творчестве художника, присущего всем его работам 1920-х годов. Произведения приобретают сдержанность и рациональность, на смену буйства ярких цветов приходят холодные тона, стихийность вытесняют четкие строгие формы и геометрические элементы.

Чтобы понять мысль, заложенную в картину «Секущая линия», нужно смотреть не на предметы или изображение, нужно охватывать всё в целом. Дело в том, что авангардное искусство субъективно, обращено к «внутреннему» зрению и вере в определенные вещи и истины.

Совмещая все эти компоненты, зритель получает свой внешний и внутренний «образ» данной картины. Это особенность всех работ В. Кандинского, считавшего, что искусство не должно быть самоочевидным. Его изобразительный мир текуч и многогранен, как калейдоскоп.

В центре картины пересекающиеся и сталкивающиеся фигуры. Кажущейся непонятная и хаотичная мозаика линий, кругов и точек образуют гармоничную композицию именно так, как её видел художник. А у В. Кандинского – это элементы, не связанные воедино, это лишь частицы мира. Примечателен и цветовой прием, используемый автором.

Острые треугольники и квадраты преимущество теплой и яркой гаммы. Синий и зелёный – в меньшинстве, служащий для расстановки и уравновешивания фигур по отношению друг к другу. Линии наполняют пространство. Они соединяют, перечёркивают, образуют фигуры, искажаются…

Одно из толкований картины «Секущая линия» указывает на изображение геометрии мира. И действительно, здесь видно всё – плоскость, фигуры и цвет. Остальное, как и всё во вселенной, зависит от самовоздействия и отношения к миру. Или, как любил утверждать В. Кандинский, мысль и бытие взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга.

Внешнее отражение внутренних представлений, «галлюцинаций», ведь каждый видит по-своему уникально и индивидуально.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» — «Der Blaue Reiter ». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве ».

В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз », где подружился с другим творческим авангардистом — Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.