Анализ картины Казимира Малевича Супрематическая композиция - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Супрематическая композиция

Анализ картины Казимира Малевича Супрематическая композиция

Летом-осенью 1915 года Малевич создает свои первые супрематические произведения, экспонированные в декабре на «Последней футуристической выставке “0,10”». Среди них программным произведением являлся «Черный квадрат» – живописно-пластический манифест супрематизма, основанного на приоритете чистой геометрической формы. Черный квадрат на белом фоне олицетворял идею «всего» и «ничего»: белый – как метафора беспредельного пространства, «пустыни небытия» и цвет, содержащий в себе все цвета спектра; черный – как знак цветовой экономии, как «не цвет», поглощающий в себе все цвета.

Эта картина представляет собой прямоугольник синего цвета, находящийся поверх красного по цвету луча. Композиция написана Малевичем в 1916 году. Это одна из редчайших и самых дорогих работ в истории искусства России.

Благодаря своим картинам Малевич оказал мощное влияние на идеологию искусства во всем мире. Прямоугольники на картине отличаются динамичностью и яркостью, а в середине композиции находится синий квадрат небольшого размера. Эта картина написана в промежутке между Черным квадратом и Белым супрематизмом.

Супрематизм был основан самим Малевичем, этим художник давал определения абстрактным композициям. Слово супрематизм означает некое превосходство и доминирование.

Супрематизм заключается в игнорировании реальности изображения. Это протест против всего натурализма в живописи и искусстве. То есть, композиция сводится к нескольким простым фигурам, которые имеют свой символический смысл. Геометрические изображения словно погружаются в пространство белой бездны, и господствуют в ней над законами статики и динамики.

Супрематизм подчеркивает роль самих геометрических фигур, ставя их цвета на второй план. В последствии, супрематизм Малевича стал проявляться в архитектурном искусстве. Так что, геометрические изображения глубокого содержания стали появляться не только на полотнах, но и на посуде, стенах различных зданий.

Как видим, Супрематическая композиция не так проста, как кажется на первый взгляд. Мастер заложил свое понятие и смысл в создании этой картины. И, глядя на нее, каждый может увидеть своеобразно натуру великого художника. Некоторые увидят его внутреннюю сущность, глубину его богатого мира воображений. Другие же, может быть, обратят внимание на то, что самые простые вещи в нашей жизни могут приобрести большее значение. Все зависит от того, как мы смотрим на все.

Около 1916 года арсенал супрематических форм расширяется, к чистой геометрии добавляются более замысловатые фигуры: появляются, например, «капля», «запятая», аэровидные формы, напоминающие дирижабль, овалы, дугообразные конфигурации, в которые трансформируются искривленные в супрематическом пространстве прямоугольники.

В 1917–1918 годах супрематизм вступает в новую фазу: Малевича начинает интересовать эффект распыления форм, их «безвесие» и «бесцветие», интерпретируемые им как тотальное ощущение беспредметности. Логика эволюции супрематизма приводит его к «белому периоду» ‒ изображению белых форм на белом фоне.
В карандашных рисунках, не предоставляющих возможности сложных манипуляций с живописной фактурой и оттенками белого, Малевич применяет иные, ‒ графические приемы, столь же убедительно передающие эффект растворения, таяния формы: тщательную, как бы сходящую на нет и сливающуюся с фоном карандашную растушевку, растирку пальцем, тонкие градации оттенков серого и черного, возникающие благодаря ослаблению и усилению нажима штриха. Формы, четко очерченные с одной стороны, постепенно теряют очертания и становятся прозрачно-призрачными.