Сегодня некоторые предполагают, что Василий Кандинский мог обладать уникальным качеством – акустико-цветовой синестезией. Такие люди могут цвета ощущать как звуки, а звуки как цвета.
Сам художник не раз говорил о тесной связи живописи и музыки, сравнивая цвет с клавишей, молоточек с глазом, а душу творца с многострунным роялем. В своей книге «Точка и линия на плоскости» автор отвёл отдельную главу для музыки, где попытался передать различные звуки средством графических рисунков. Однако такая трактовка звуков была очень упрощённой и субъективной, и Кандинский это хорошо понимал, что не мешало ему демонстрировать своё видение музыкальных звуков в пространстве художественного полотна. Картина «Контрастные звуки» — ярчайший, почти хрестоматийный для Кандинского пример, когда автор запечатлел музыку.
Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот – форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах. Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент.
Нет более несчастного искусства, чем музыка – ведь явление это временное. Всего мгновение – и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции. «Контрастные цвета» — одно из лучших полотен, попытавшись запечатлеть это неуловимое искусство, а под силу это было лишь Кандинскому.
Существует мнение, что Кандинский Василий был синестетом. Это значит, что он имел одно просто уникальное качество – акустико-цветовую синестезию. Это характеризует возможность человека видеть мелодию как цвет и наоборот. Кандинский считал, что услышать в мелодичной музыке цвет совсем несложно. Все зависит только от нашей готовности слышать, понимать музыку, от способности проводить звукоцветовые параллели.
Считается, что Кандинский один из основоположников самой крайней школы модернизма – абстракционизма.
В то время художник переходил от цвета к форме, считая ее одним из доминирующих элементов в композиции. Благодаря наличию в картине контрастных форм, в ней соблюден динамический баланс. В своей картине «Контрастные звуки» он пытался изобразить звучание мелодий, которые он слышал. Для описания полотна он даже использовал музыкальные термины «импровизация» и «композиция». Музыка давала художнику нескончаемый источник творческого вдохновения.
Василий подмечал впоследствии, что клавиши олицетворяют цвет, а в роли рояля выступает душа. Опираясь на свои мысли, он часто писал картины под фортепианную музыку Шенберга Арнольда.
Существует даже таблица Кандинского, где четко прописано, какой цвет отвечает за определенный музыкальный инструмент. К примеру, высокое громкое звучание трубы обозначает желтый цвет, а виолончель выглядит как синий темного оттенка.
Картина «Контрастные звуки» была написана в 1924 году маслом на картоне. Размер полотна – 70х49,5 см.