Анализ картины Казимира Малевича Композиция с Джокондой - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Композиция с Джокондой

Анализ картины Казимира Малевича Композиция с Джокондой

В картине «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)» Малевич, словно подтверждая свой отход от классики и выход в пространство нового реализма, воспроизводит знаменитое полотно Леонардо да Винчи, которое «частично затмевают» перемещающиеся в пространстве геометрические плоскости и объемы. По рассказу самого Малевича, к губам Джоконды была приклеена сигарета, со временем утраченная. Эта знаковая деталь, конечно, тоже определяла ироническое отношение художника к шедевру. Черный и белый прямоугольники, сопровождающие символ эпохи Ренессанса, в этом смысле как бы встают если и не вровень с ним, то не уступают ему по значимости. Действительно, они сразу обращают на себя внимание и в контексте воспринимаются такими же шедеврами, если не более, чем сама Джоконда, перечеркнутая красным.

Живописец пытался зародить супрематизм из нескольких алогичных произведений. Одним из доказательств этого является его известное полотно «Композиция с Джокондой». Здесь мы видим белое пространство, которое больше похоже на плоскость, имеющую непонятную глубину, какие-то геометрические фигуры, которые имеют правильные черты и основы, а также локальный окрас. Здесь достаточно тяжело отследить связь с любым предметом или даже с тем, есть ли тут действительность или нет.

Здесь все фигуры как будто вступают в какие-то непонятные и особые отношения друг с другом и с окружающим их белым фоном. Самое интересное, что геометрическим фигурам удается затмить изображения, которые уходят под них. В «Композиции с Джокондой» Казимира Малевича есть две очень важные фразы, которые выступают на передний план. Это фразы, которые Малевич использует в своих алогичных произведениях. Газетная вырезка, в котором мы видим фрагмент «передается квартира» и дополняется одним лишь словом – «в Москве» (используется стара орфография), а также зеркально перевернутое слово «Петроград».

Все написанные фразы несут смысловую ассоциативность, которой удается придать некий художественный манифест произведению «Композиции с Джокондой». Малевич считал, что такие ассоциации, как квартира, дом или раковина – это символы, которые должно использовать чистое искусство. Именно искусство строит свой собственный мир, оно невинно. В мире искусстве каждая идея может найти себе квартиру, однако Малевич считал, что дупло дерева не всегда должно использоваться для постройки гнезда птицами.

Иронично значение «передается квартира», которое художник расположил непосредственно под портретом Джоконды, который кто-то как будто перечеркнул. Портрет выглядит так, будто его вырезали из открытки. Есть версия, что в изначальном варианте, ко рту Джоконды Малевич прикрепил окурок. К сожалению, данная версия произведения не дошла до нас.

«Частичное затмение» — авторская надпись, видимая под красочным слоем, — как бы оправдывает смелость и дерзость художника, чуть-чуть сошедшего с ума под воздействием природного катаклизма. Как свидетельствуют газеты тех лет, в 1914 году, примерно когда Малевич писал «Композицию с Джокондой», действительно отмечалось затмение солнца. Но такая надпись, разумеется, не была нанесена автором только ради фиксации этого природного явления. «Частичное затмение» – шуточный компромисс художника во взаимоотношениях со зрителями. Создав такое произведение, как «Композиция с Джокондой» Малевич внутренне был готов к выходу за пределы «практического реализма»: «Я уничтожил кольцо горизонта вышел из круга вещей. И вещи исчезли как дым»…