Белый овал — одна из этапных работ Василия Кандинского на пути от абстрактного экспрессионизма первой половины 1910-х годов к рациональной системе абстрактного искусства, которая получит развитие в 1920-е годы, когда художник переедет в Германию. После революции 1917 года Кандинский в основном был занят реорганизацией художественной жизни в России. С января 1918 года он работал в Коллегии и Международном бюро московского отдела ИЗО Наркомпроса, а в 1919 стал одним из организаторов Музея живописной культуры. В этот период в живописи Кандинского намечаются тенденции, которые позднее, во время работы в Баухаузе, получат свое окончательное развитие.
В картине «Белый овал» выразился принцип создания «картины в картине», который был широко известен и неоднократно использовался немецкими романтиками еще в начале ХIХ столетия. Собственно белый овал располагается на черной плоскости, а внутри него белый цвет становится фоном для многочисленных элементов композиции, в основном, как бы нанизанных на черную диагональ, хотя некоторые из них существуют на этом фоне сами по себе, оторвавшись от основной группы. Выстраивание композиции на плоском белом фоне свидетельствует об усилении рационального начала в процессе ее создания. Если в композициях середины 1910-х годов существовало единое живописное пространство картины, то в произведениях, подобных «Белому овалу», фон, на котором разворачивается драматургия цветовых пятен, линий и форм, утрачивает глубину и становится просто плоскостью картины. Отсюда уже всего один шаг до включения в картину геометрических форм, которое появится у Кандинского в дальнейшем. Примечательно, что в собрании музея Гуггенхайма в Нью-Йорке находится «Картина в сером» (1923), буквально повторяющая композицию «Белого овала», но составленная из геометрически правильных элементов.
Искусствоведы сравнивают «Белый овал» с воплощенной в картину музыкой, проникнутой состоянием души автора, его глубокими чувствами. Такое мнение обоснованно, ведь художник, действительно, рассматривал своё творчество, как тандем цвета и музыки. Каждым своим произведением, Кандинский пытался вызвать у зрителя чувство, соразмерное чувствам, возникшим от прослушивания музыкального произведения.
Данное изображение является ключевым в творчестве художника, как наглядное отражение перехода от абстрактного импрессионизма к систематизированному рациональному абстрактному искусству.
На черном, будто мраморном фоне, изображен овал несовершенной формы. Фон играет особую роль, выделяя и дополняя сюжет. Если взглянуть с другой стороны, то создаётся образ некого экрана, в котором сформирована композиция. Каждая форма композиции представлена, как пространственная перспектива. Создан эффект «картины в картине». В основе композиции лежит черная ось, вокруг которой сгруппированы другие компоненты картины. Ось словно перекрывая остальные элементы, выходит на первостепенный план.
Черные линии, располагающиеся по диагонали, придают баланс всем элементам, которые противоположно направлены.
Если окинуть «Белый овал» общим взглядом, то возникает ассоциация с очертаниями, похожими на человеческое сердце. Элемент композиции, находящийся в левом нижнем углу, вытянутый вверх, похож на фалангу пальца руки, которым кто-то хочет коснуться жизненно важного органа.
Формы произведения Кандинского имеют символический характер. Мастер открывает миру объективно-интеллектуальное положение, выражая свое отношение к революции и гражданской войне в стране.