Описание картины Винсента Ван Гога Белый дом ночью - Описание картин Ван Гога
Описание картины Винсента Ван Гога Белый дом ночью

Описание картины Винсента Ван Гога Белый дом ночью

Картина написана выдающимся голландским художником Винсентом Ван Гогом незадолго до трагической гибели. Более того, известна точная дата создания полотна – 16.06.1890, в районе восьми часов вечера. Такая точность установлена благодаря учёным-астрономам, пояснившим, что звезда и сияние вокруг неё, изображённые на картине, – не что иное, как Венера. В вышеуказанное время она сияла особенно ярко, что и привлекло внимание художника, запечатлевшего Венеру в одной небольшой французской коммуне.

Шедевр на длительное время был утерян из поля зрения художников, учёных, критиков и культурологов, был обнаружен лишь в конце 20-го века: выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и по сей день принадлежит этому музею.

В 1890-м году художник довольно часто пишет дома. Последние олицетворяют для мастера оплот безопасности, умиротворения, тепла, уюта. Но, видимо, уже чувствуя свою скорую смерть, Ван Гог часто добавляет к приятным оттенкам оттенки мрачные, символизирующие тревогу и беспокойство.

Техника исполнения шедевра достаточно объёмна, что позволяет погрузить зрителя – как дилетанта, так и профессионала – в события, происходящие в изображённом городке.

На данной картине мы можем эту тревогу наблюдать: казалось бы, изображён симпатичный белый дом, сумерки, сияющая звезда, в создании которой художник не отступает от своего почерка; пастельные тона также придают спокойствия; в целом атмосфера ночного провинциального городка передана очень точно и умиротворённо.

Однако в женщине, беспокойно бредущей из дома по ночной дороге, да и в самом стиле написания данного полотна ощущается некая оцепенелость, недвижность, которые придают картине оттенки тревоги и даже какой-то нервозности. Их и ощущал Ван Гог на эмоциональном уровне незадолго до трагедии.

«Белый дом ночью» ярко символизирует эмоциональную напряженность Ван Гога. Изображение небесного тела подтверждает символическое значение полотна для ее автора. Первое описание картины можно найти в письме художника своему брату Тео от 17 июня 1890 года, когда он упоминает о «белом доме в сельской местности со звездой в ночном небе и оранжево-освещенным окном, черной листве и темно-розовых тонах».

Неизвестно, насколько близко художник был связан с этим домом или его обитателями. Структура композиции определяется строгими горизонтальными и вертикальными линиями, отраженными в очертаниях дома и его окон. Белое здание доминирует на картине, упираясь левым дымоходом в верхний левый угол холста. Двухэтажный фасад дома разделен двумя рядами окон, частично скрытых сферическими деревьями. Два окна на втором этаже тревожно горят красным цветом, словно глаза мифического существа, олицетворяющего загадочный дом. Ночной пейзаж оживляют три женские фигуры в черном, две из которых направляются через парадный вход внутрь строения. Женщина на переднем плане явно спешит, размахивая руками с зажатой сумкой и удаляясь от дома вниз по дороге.

В голубом небе, написанном короткими горизонтальными мазками синего, фиолетового и желтого тонов, выделяется желтое небесное тело, окруженное ореолом из круговых мазков. Возможно, это яркая сияющая звезда, о которой художник говорит в своем письме, или планета Венера, которая была хорошо видна на вечернем небе в то время. Изображения звезд неоднократно появляются в работах художника начиная с 1888 года, а картина «Звездная ночь», написанная в 1889 году в Сен-Реми, является сегодня одной из самых известных работ художника.

Исследования ученых по позиционированию небесного тела позволили довольно точно установить дату и время написания картины: 16 июня 1890 года в 19-м или 20-м часу. Однако некоторые аргументы, а именно то, что Ван Гог рисовал картину несколько часов или дней, и невозможность наблюдать темное ночное небо в вечернее время в июне, оставляют много вопросов. Тема дома уже поднималась Ван Гогом в его более ранних работах, написанных в Гааге и Нюэнене. Напряженные личные отношения художника со своими соплеменниками, особенно с отцом, дали ему повод видеть дом как символическое место безопасности и убежища. Это подтверждает сходство структуры расположения белого дома с приходским домом его родителей в Нюэнене. Незадолго до своей смерти в июле 1890 года Ван Гог вновь возвращается к мотивам белого дома в двух версиях картины «Сад Добиньи», где объединяет дом с окружающим ландшафтом в ярком дневном свете.