Романтическая историю любвеобильного Зевса или Юпитера была запечатлена на полотнах многих художников. Пленённый красотой дочери финикийского царя Европы, владыка Олимпа является ей в образе быка, чтобы похитить. Именно от этого союза произошли великий царь Крита Минос, Радамант (один из судей в царстве Аида) и Сарпедон.
Первое, что привлекает внимание в работе – сложное композиционное строение. Всё действие разворачивается в нижнем левом углу картины. Мы видим тот момент сюжета, когда Зевс уже усадил прекрасную Европу на свою спину и готов сорваться с места, удерживаемый подружками возлюбленной.
Нельзя не отметить и цветовое решение картины. Веронезе не скупился в палитре, постоянно находясь в поиске новых оттенков. Именно поэтому полотно выглядит столь реалистичным, ярким и свежим, даже спустя более четырёх столетий.
Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.
Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.
Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт. Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей, и, во-вторых, по внешнему виду Европы. Она никак не похожа на юную царевну. К тому же, Рембрандт изобразил сам момент похищения: мощный бык вспарывает водную гладь, а на лицах подружек Европы застыл невообразимый ужас. У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Европа только-только уселась на спину быку, и он еще не собирается бросаться в бегство. Все спокойно и умиротворенно. Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869). Полотно в первую очередь привлекает оригинальность мазка, он кажется рваным и незавершенным. Благодаря летящему купидону, создается впечатление, что бык с девушкой тоже парят в воздухе. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему. Миф о похищении Европы был очень популярен в итальянской живописи, его изображали Веронезе, Гвидо Рени, Франческо Альбани, Берхем, Джовани Тьеполо и Джордано.
Рассматривая полотно Паоло Веронезе. Которое имеет довольно известное и символическое название «Похищение Европы», сразу навеваются воспоминания о мифах Древней Греции, непревзойденной красоте юной Европы и настойчивости любвеобильного Зевса. Само полотно является довольно масштабным: оно достигает ширины 3 метров и высоты 2,5 метров. Работа выполнялась в технике масла.
Хочется сразу отметить, что к мотиву любви Зевса и Европы обращалось множество талантливых художников. Каждый из них старался взглянуть на историю как-то по-новому, привнести что-нибудь индивидуальное, исключительное, чтобы зритель поверил именно ему. То же самое делал и Паоло Веронезе.
На картине изображена история о дочери финикийского царя по имени Европа. Ее красотой восхищались далеко за пределами страны, не мог не отреагировать на это и главный бог Олимпа, ведь, как известно, он был падок на красивых девушек. Зевс решает украсть Европу и забрать ее с собой. Но как сделать это так, чтобы не проявить себя? Зевс приходит к девушке в виде быка и несет ее далеко в степь. Именно этот момент запечатлел автор картины на холсте. Стоит отметить, что в результате этой любви появились такие мифические существа, как царь Минос, Радамант и Сарпедон.
При анализе картины сразу же обращаешь внимание на довольно детальную и сложную композицию. Автору удалось практически невозможное: на столь большом холсте он подробно вырисовал каждого персонажа этого события, не упустив ни одного из них. Но главное действие происходит в левой части полотна. Именно тут мы видим, как Европа сидит на спине могучего быка, а он уже готов убежать с ней, куда глядят глаза. Удерживают быка только подруги Европы, но это длится лишь несколько мгновений.
Благодаря использованию ярких красок и насыщенных цветов, картина выглядит живой и сверхъреалистичной.