Анализ картина Паоло Веронезе Похищение Европы - Паоло Веронезе
Анализ картина Паоло Веронезе Похищение Европы

Анализ картина Паоло Веронезе Похищение Европы

Романтическая историю любвеобильного Зевса или Юпитера была запечатлена на полотнах многих художников. Пленённый красотой дочери финикийского царя Европы, владыка Олимпа является ей в образе быка, чтобы похитить. Именно от этого союза произошли великий царь Крита Минос, Радамант (один из судей в царстве Аида) и Сарпедон.

Первое, что привлекает внимание в работе – сложное композиционное строение. Всё действие разворачивается в нижнем левом углу картины. Мы видим тот момент сюжета, когда Зевс уже усадил прекрасную Европу на свою спину и готов сорваться с места, удерживаемый подружками возлюбленной.

Нельзя не отметить и цветовое решение картины. Веронезе не скупился в палитре, постоянно находясь в поиске новых оттенков. Именно поэтому полотно выглядит столь реалистичным, ярким и свежим, даже спустя более четырёх столетий.

Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.

Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.

Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт. Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей, и, во-вторых, по внешнему виду Европы. Она никак не похожа на юную царевну. К тому же, Рембрандт изобразил сам момент похищения: мощный бык вспарывает водную гладь, а на лицах подружек Европы застыл невообразимый ужас. У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Европа только-только уселась на спину быку, и он еще не собирается бросаться в бегство. Все спокойно и умиротворенно. Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869). Полотно в первую очередь привлекает оригинальность мазка, он кажется рваным и незавершенным. Благодаря летящему купидону, создается впечатление, что бык с девушкой тоже парят в воздухе. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему. Миф о похищении Европы был очень популярен в итальянской живописи, его изображали Веронезе, Гвидо Рени, Франческо Альбани, Берхем, Джовани Тьеполо и Джордано.

Рассматривая полотно Паоло Веронезе. Которое имеет довольно известное и символическое название «Похищение Европы», сразу навеваются воспоминания о мифах Древней Греции, непревзойденной красоте юной Европы и настойчивости любвеобильного Зевса. Само полотно является довольно масштабным: оно достигает ширины 3 метров и высоты 2,5 метров. Работа выполнялась в технике масла.

Хочется сразу отметить, что к мотиву любви Зевса и Европы обращалось множество талантливых художников. Каждый из них старался взглянуть на историю как-то по-новому, привнести что-нибудь индивидуальное, исключительное, чтобы зритель поверил именно ему. То же самое делал и Паоло Веронезе.

На картине изображена история о дочери финикийского царя по имени Европа. Ее красотой восхищались далеко за пределами страны, не мог не отреагировать на это и главный бог Олимпа, ведь, как известно, он был падок на красивых девушек. Зевс решает украсть Европу и забрать ее с собой. Но как сделать это так, чтобы не проявить себя? Зевс приходит к девушке в виде быка и несет ее далеко в степь. Именно этот момент запечатлел автор картины на холсте. Стоит отметить, что в результате этой любви появились такие мифические существа, как царь Минос, Радамант и Сарпедон.

При анализе картины сразу же обращаешь внимание на довольно детальную и сложную композицию. Автору удалось практически невозможное: на столь большом холсте он подробно вырисовал каждого персонажа этого события, не упустив ни одного из них. Но главное действие происходит в левой части полотна. Именно тут мы видим, как Европа сидит на спине могучего быка, а он уже готов убежать с ней, куда глядят глаза. Удерживают быка только подруги Европы, но это длится лишь несколько мгновений.

Благодаря использованию ярких красок и насыщенных цветов, картина выглядит живой и сверхъреалистичной.