Картина художника Тициано Вечеллио «Сизиф». Размер картины 237 x 216 см, холст, масло. У Девкалиона был внук Эол, сын которого, Сизиф, основатель Коринфа, был самый хитрый из всех смертных. Однажды он открыл местопребывание Зевса речному богу Асону за его обещание провести реку на Коринфскую возвышенность. Асон сдержал свое слово, и забил из скалы известный источник Пирены. Зевс решил наказать вероломного Сизифа и послал к нему Танатоса (Смерть). Но хитрый царь заковал ее в крепкие цепи, так что ни один человек в стране не мог умереть. Наконец, пришел бог войны Арес и освободил Смерть, Сизифа же низверг в преисподнюю. Но и здесь Сизиф сумел обмануть богов. Он запретил своей жене совершать по нем погребальные жертвы. Отсутствие их возмутило все подземное царство, и Персефона позволила Сизифу возвратиться на землю, чтобы напомнить нерадивой супруге о ее обязанностях.
Вернувшись в свое королевство, хитрый король и не думал о возвращении в преисподнюю и снова весело зажил в своем роскошном дворце. Однажды, когда он сидел за столом, наслаждаясь богатыми яствами, к нему неожиданно вошла Смерть и вернула его назад, в преисподнюю. Там его постигаю наказание: он должен был втаскивать на высокую гору громадную мраморную глыбу. Лишь только он достигал вершины и пробовал укрепить там камень, тот срывался и снова катился вниз, и несчастный преступник снова напрасно принимался за свою тяжелую работу. И это длилось века…
До сих пор еще бесплодная, напрасная работа называется «Сизифовой». Поздний Тициан развернуто ставит проблемы колористической гармонии в живописи, а также и проблему создания выразительной техники свободного и точного живописного мазка. Мазок приобретает особое значение, он не только передает фактуру материала, но его движение лепит саму форму – пластику предмета. Огромное достоинство творческого языка позднего Тициана в том, что структура мазка дает образец реалистического единства художественного и психологического момента. Фактурно и выразительно вылеплена освещенная последними закатными лучами солнца атлетическая фигура, мускулистое тело намертво слилось с каменной глыбой, не уступая ей в твердости. Создается просто физическое ощущение остановки течения времени и нескончаемости тяжелого бесполезного труда античного героя.
Греческого царя наказали пыткой повторения. В греческой мифологии есть некоторые наказания, определяющей характеристикой которых является глубокое разочарование.
Возьмем, к примеру, судьбу Тантала, который совершил ошибку, серьезно оскорбив богов. В качестве возмездия его заставили стоять на краю бассейна с утоляющей жажду водой только для того, чтобы вода отступала всякий раз, когда он наклонялся, чтобы собрать хоть каплю.
Мало того, у Тантала прямо над головой висело фруктовое дерево, ветви которого поднимались вверх каждый раз, когда он тянулся, чтобы откусить кусочек. Именно от Тантала мы получили наше слово «дразнящий»: дразнить или мучить обещанием чего-то недостижимого.
Фигура Сизифа подверглась таким же мучительным испытаниям. На этой картине, написанной венецианским художником Тицианом примерно в 1549 году, запечатлены основные элементы.
Сизиф был узником подземного мира, вынужденным катить каменный блок на вершину горы только для того, чтобы камень снова катился вниз, повторяя это всю вечность.
На изображении Тициана Сизиф несет свой камень вверх по склону горы: когда он достигнет вершины, ему придется стоять и смотреть, как камень снова падает вниз. Подземный мир показан как место, наполненное огнем и жаром, как кузничная кузница, наряду с омерзительными призраками, появляющимися из теней.
Сизиф, царь Коринфа, был известен грекам как хитрейший из людей, проявивший неуважение к богам. Говорят, что благодаря хитрости он избежал смерти не один раз, а дважды. В конце концов вмешался Зевс и подверг Сизифа бесконечным мучениям.
Тициан решил показать момент величайшего напряжения, когда тело Сизифа освещено ярким светом, а его лицо скрыто в тени. Напрягающееся тело доминирует над изображением, почти доходя до самого верхнего и нижнего краев холста. Тициан позаботился о том, чтобы разместить контрастные цветовые тона почти в каждой точке за фигурой, чтобы его вырисовывающаяся телосложение выделялось на бурлящем фоне.
Предупреждение правителя
Зачем делать такой образ? На самом деле Тициан получил заказ Марией Венгерской (1505–1558) из семейства Габсбургов. Работа должна была быть вывешена в Большом зале дворца Бинш в Бельгии. Записи предполагают, что для большого зала планировалась особая визуальная планировка, ключевую роль в которой играла картина Тициана.
Зал был уставлен изображениями Сизифа, Тантала и Тития (еще одна греческая фигура, наказанная за оскорбление богов), помещенными между парадными окнами. Их присутствие должно было подчеркнуть бесконечные страдания тех, кто восстает против богов. Намерение Марии было ясным: представив свое послание в аллегории, она намеревалась показать судьбу тех, кто восстает против своих законных правителей.
Дворец Бинш просуществовал всего несколько лет: в 1554 году он был частично разрушен солдатами короля Франции Генрихом II, а позже в 1704 году — как руины, так и не восстановленные до конца — снесен полностью.
Сизиф счастлив
Не в каждой трактовке мифа о Сизифе встречаются такие предостережения о смерти. В 1942 году философ и писатель Альбер Камю опубликовал свое эссе «Миф о Сизифе» — философский трактат, в котором Сизиф превращается в прообраз неукротимого героя.
В фигуре Сизифа Камю находит архетипическую «абсурдную» жизнь. Повторяющаяся пытка, ежедневная рутина, когда все усилия сводятся к нулю, по Камю является метафорой современного существования: мы все изо всех сил пытаемся закрепиться в жизни, усердно работая, обучаясь, заводя семьи, принимая образы, влюбляться и строить свои дома без какой-либо уверенности в том, что это имеет смысл.
И все же, предполагает Камю, мы все еще можем представить себе Сизифа счастливым. Его судьба может быть мучительной и ошеломляющей, но если он сможет утверждать, что полностью осознает свои усилия, тогда он находит силы продолжать.
Ещё одна грандиозная картина Тициана «Сизиф» отсылает нас к довольно известному древнегреческому мифу, повествующему о том, как хитрейший из людей, способный обмануть саму Смерть, Сизиф открыл другому богу тайну Зевса без разрешения последнего, за что должен был быть убит Танатосом (самою Смертью), которого Зевс и послал. Юноша обманул Танатоса и заключил в крепчайшие оковы, избавив таким образом людей от смерти (они просто перестали умирать).
Возмущённые такою дерзостью боги недоумевали на Олимпе, и тогда Арес спустился на землю, освободил Танатоса и сбросил парня в Аид. Парень и тут не растерялся: он приказал супруге, чтобы та не приносила жертвоприношения богам в воспоминание о нём. Боги опять не понимали, что происходит. Жена Аида послала Сизифа обратно на землю, чтобы тот сказал жене, что пора бы образумиться и совершать жертвенные обряды.
Прибыв в свои владения, юноша так там и остался, не намереваясь возвращаться в Царство мёртвых. И жил он себе припеваючи ещё какое-то время, пока богам это окончательно не надоело; смерть явилась совершенно внезапно и унесла Сизифа вновь под землю.
Только на этот раз его никто жалеть не стал, его наказали: отныне он обязан был беспрестанно, без сна и отдыха, втаскивать на высочайшую гору тяжелейшую глыбу из мрамора. Когда он добирался до пика и пытался установить там глыбу, та срывалась и скатывалась обратно. И бедняга начинал всё сначала… Отсюда и пошло выражение «сизифов труд», обозначающее бесплодную мучительную работу.
Именно эту работу и изобразил Тициан на своём великолепном полотне. Более того, за счёт красок (а Тициан был мастер игры со светом и цветом) создаётся полнейшее ощущение соединения человека и камня в единый монолит, который олицетворяет бесконечный и бесполезный тяжкий труд…