Анализ картины Тициана Се человек - Тициан Вечеллио
Анализ картины Тициана Се человек

Анализ картины Тициана Се человек

Датирована 1543 годом, материалы – холст, масло, размеры – 242 на 361 см. Хранится в Художественно-историческом музее, Вена, Австрия.

Художник является самым выдающимся представителем венецианской школы, его известность с эпохи Возрождения и до сегодняшних дней сравнивается с Рафаэлем или Микеланджело. Среди его излюбленных сюжетов были библейские и мифические истории, большое внимание он уделял созданию величественных портретов, для них ему позировали очень влиятельные и состоятельные современники.

В основу этой картины легла сцена из Евангелия от Иоанна. В страстную пятницу, когда народ потребовал казни Иисуса, Понтий Пилат велел воинам избить его и нарядить в «царя»: вместо королевской накидки – красный плащ (багряница), корону заменил терновый венок, а скипетр – тонкая веточка. В таком виде, бледным и измученным изображен сын божий на полотне. Прокуратор своим поступком стремился вызвать жалость у собравшейся толпы. Одетый в золото и лазурь, указывая на подсудимого, он говорит фразу, которая стала крылатой: «Ecce Homo», что значит «се человек», «это человек». Тем самым подчеркивалось, что на ужасную казнь окружающие несправедливо обрекают обычного мужчину. Однако большинство считает приговор верным – вверх взмывают руки, копье, алебарда, стяг… И только девушка, которую мастер выделил цветом, засомневалась и потупила голову, на нее удивленно и непонимающе смотрит ребенок. Кроме нее поражены решением простолюдин и воин на ступеньках переднего плана: первый отвернулся и в изумлении открыл рот, второй – согнувшись, отшатнулся и, боясь, что ноги его подводят, ухватился за щит.

Тициан очень точно передал эмоции, расставил цветовые акценты для создания нужного гнетущего эффекта. С большим реализмом прорисовал лица, фигуры и мышцы, детали нарядов и вооружения, фактуру тканей. Композиция, несмотря на внушительное количество персонажей, хорошо уравновешена, ее хочется рассматривать и анализировать.

Эта живопись была выполнена для Джованни Д’Анна, богатого венецианского торговца, у которого был дворец, Палаццо Д’Анна, на Великом Канале.

При представлении истории Евангелия того, как подвергшую пыткам и истекающую кровью фигуру Христа вывели из зала суда римского прокуратора, Понтия Пилата, и поставили перед евреям, чтобы быть казненным. Картина показывает здание с его лестничным пролетом, приводящим к входу великого общественного здания в одной стороне, которая во многих отношениях напоминает картину Представления Девы Марии в Храме. Ecce Homo — «се человек», букв. «вот человек», «это человек».

Слова Понтия Пилата об Иисусе Христе. согласно Евангелию от Иоанна, прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима после бичевания Иисуса Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом, желая возбудить сострадание толпы. » Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». » Событие это имело место поздним утром Страстной пятницы, в иерусалимской претории рядом с башней замка Антония.

Картина полна монументального размаха и великолепия: композиция строится на укрупненных, динамических ритмах, язык поз и жестов аффектирован и усложнен. Особо примечателен образ юноши в левом углу картины. Человек с ужасом и страхом осознает случившуюся трагедию.

На фоне радостных и беспечных лиц, имеющих власть над Христом, это выглядит с подчеркнутым драматизмом.

Реставрация картины Тициана «Се, Человек!» в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые началась в 1930-х годах после ее кражи и возвращения. При похищении центральный фрагмент картины был вырезан. Края остались и хранились в музее. Похищенная часть произведения более трех лет находилась во влажной среде, в свернутом в рулон состоянии, в результате чего была утрачена значительная часть живописного слоя. В 1934 году реставратор музея В.Н. Яковлев укрепил сохранившиеся участки живописи и состыковал найденную центральную часть произведения с краями. Затем картина была сдублирована на новый холст. Далее утраченные фрагменты грунта и красочного слоя были восполнены белым реставрационным грунтом . На этом этапе работа над картиной была приостановлена.

В 2016 году полотно вновь поступило в мастерскую реставрации живописи ГМИИ для проведения исследований. Также причиной стало неудовлетворительное состояние сохранности произведения. Визуальный осмотр выявил деформации основы и плохую связь авторского холста с дублировочным. Состыкованные на месте выреза края холста деформировались. Грунт и красочный слой имели слабую связь с основой . Таким образом, по результатам первичного поверхностного исследования стало понятно, что необходимо выполнить консервационные работы. Грунт и красочный слой были укреплены, старый дублировочный холст удален, разрезанные края авторского холста состыкованы и картина сдублирована на новый холст. Старый подрамник из-за сильной деформации планок был заменен. Ценные надписи были перенесены вместе с тонким слоем древесины и приклеены на новый подрамник.

Для определения дальнейших необходимых реставрационных работ были продолжены технико-технологические исследования. Рентгенограмма картины показала наличие сохранившихся фрагментов авторской живописи под реставрационным грунтом 1930-х годов.

Анализ реставрационного грунта позволил обнаружить в его составе мел и животный клей. Пробное утончение грунта выявило: под обширным слоем реставрационных мастиковок присутствуют значительные фрагменты сохранившейся живописи. Видимая люминесценция поверхности под воздействием УФ-лучей выявила наличие лаковой пленки на основном изображении и толстые разновременные наслоения лака по краям. Визуальные исследования под микроскопом обнаружили авторскую живопись различной степени сохранности под слоями сильно пожелтевшего и загрязненного лака по всей поверхности и под фрагментами поздних записей по краям произведения.

Подробный анализ рентгенограммы картины выявил нижележащие слои произведения: под изображением Христа перед Пилатом при повороте рентгенограммы просматривается изображение мужского портрета. Таким образом, можно сделать вывод, что мастер использовал написанный ранее портрет в качестве основы для этой картины. Физико-химические анализы пигментного состава определили красочную палитру автора.

По результатам исследований было выявлено около 15 % травматических утрат авторского красочного слоя и 15 % потертостей, находящихся под слоями поздних наслоений лака и записей, и определены задачи и методы для их решения.

Перед началом реконструкции была проведена работа с поздними наслоениями. Покровный лаковый слой был утоньшен. Поздние записи частично удалены, в местах сильных потертостей авторской живописи расточены и оставлены.

При выполнении тонировок были использованы натуральные пигменты и природные смолы, сходные с аутентичными красочными материалами Тициана. При этом использовалась техника пуантели: мазки наносились мелкими штрихами и точками в пределах утрат красочного слоя. Потертости тонировались выборочно с целью сохранения баланса между целостным восприятием произведения и следами его бытования. Применение исторических материалов позволило максимально приблизиться к цветам авторской живописи, а использованная техника — визуально разделить реставрационное вмешательство от подлинной живописи.