Анализ картины Сальвадора Дали Жираф в огне - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Жираф в огне

Анализ картины Сальвадора Дали Жираф в огне

Сюжет выполнен в темно-голубых тонах, с ярко-красным контрастом пламени. Это вызывает тревогу и настороженность. На холсте изображены две женские фигуры и объятый огнем жираф.

Дева на переднем плане, с вытянутыми вперед руками, пытается идти на ощупь. Ящики на теле символизируют тайны и секреты. Раскрытые ящики – это открытые тайны, выставленные на всеобщее обозрение.

Опоры, держащие тело, показывают неустойчивость и то, что в любой момент она может рухнуть. Лицо и руки обожжены. Значит дева уже подвергалась опасности и получила увечья в прошлом, но продолжает попытки двигаться вперед. Женщина выражает беспомощность к грядущим событиям и потерю индивидуальности.

Вторая фигура немного позади следует по пути первой. Но сильно отличается растением на голове, что символизирует опыт и знания предков. Зеленые побеги говорят о том, что надежда на светлое будущее еще есть. Количество «костылей» показывает, что вторая дева намного крепче держится на ногах. Все опоры связаны между собой, что дает большую уверенность и символизирует связь с корнями, без которых растение на голове было уже мертво. В руках она держит кусок окровавленной плоти. Это намек на склонность человека к саморазрушению и жестокости.

Главный образ картины – жираф, полыхающий пламенем. Он гораздо меньших размеров, но это не делает его менее значимым для сюжета. Само животное олицетворяет существующий мир. Интересный, но ввиду своих размеров – беззащитный. Огонь представляет собой пожар войны, разгоревшейся на шее-самом незащищенном месте животного. Сам Сальвадор Дали называл зверя “мужским космическим апокалиптическим монстром”.

Автор передает свое беспокойство и неминуемость грядущей войны. Сейчас шедевр расположен в Художественном музее Базеля. Эта работа великого художника связана с другим его произведением – “Сотворение чудовищ”.

«Жираф в огне» (или «Пылающий жираф») — одна из самых известных и запоминающихся по образности зрительного ряда работ Сальвадора Дали-сюрреалиста.

Эта небольшая по размерам (35 Х 27, масло, дерево), но очень мощная по воздействию на зрителя вещь находится ныне в Базеле, в тамошнем Художественном музее.

Так что, будете в тех краях — не упустите удовольствия полюбоваться «Жирафом в огне»! Это безусловный сюрреалистический шедевр каталонского маэстро, по праву включенный нами в список самых известных работ Дали.

«Жираф в огне» был написан Сальвадором Дали в 1936-1937 г. г — и это важно принимать в расчет для правильного понимания сюжета картины.

Для более глубокого «проникновения» в суть картин Дали, как мы не раз уже говорили, нужно хорошо представлять себе, что происходило на момент написания того же «Жирафа в огне» в мире — и в судьбе Сальвадора Дали в частности. А обстановка, надо сказать, была самая что ни на есть предгрозовая и тревожная.

«Жираф в Огне» — история создания картины
В 1936-ом началась Гражданская война в Испании — один из самых кровопролитных внутринациональных конфликтов 20 столетия, послуживший своего рода генеральной репетицией ко Второй Мировой.

Разумеется, Дали и Гала вовсе не желали находиться внутри испанской братоубийственной мясорубки — поэтому в спешном порядке покинули Испанию. Так начались их не лишенные приятности «скитания» по Европе.

«Скитания» намеренно беру в кавычки: к тому времени у Сальвадора Дали уже имелась быстро растущая слава, а вместе с нею — и кое-какие деньги, и знакомства, и связи… Поэтому все было бы вовсе не так печально — если бы не агрессивные планы Гитлера, во все щеки раздувавшего в Европе пожар войны, в багровых языках которого суждено было сгореть миллионам человеческих жизней.

То весьма сомнительного свойства восхищение, а точнее, болезненный и провокационный интерес, который демонстрировал Дали в отношении одиозного фюрера, быстро сменился неподдельным страхом, и все закончилось, как мы знаем, бегством Дали и Гала в США, растянувшимся на долгих 8 лет.

Думается, уже в 1936-37, создавая своего «Пылающего жирафа», очень чувствительный и как и подобает творческому человеку, наделённый даром пророка, усатый каталонец отчетливо предвидел грядущие бедствия.

И как бы не заявлял Дали публично, что находится «вне политики», поскольку «политика его нисколько не интересует» — заявления эти даже в малой степени не соответствуют действительности. «Политика» сама, без спроса вторгалась в творчество Дали тех лет, и всё, созданное Дали в те смутные годы следует именно, как историко-культурный документ — пусть и весьма своеобразного свойства.

Пылающий Жираф — описание картины
Первый и самый точный индикатор, всегда дающий нам безошибочно понять, насколько всё хорошо или плохо в жизни Дали — небо.

Писать небо Сальвадор умел и любил — и делал это очень часто. Однако вспомните залитое солнечными светом небо в картинах Дали первой половины 30-хх — и сравните его с мрачным пред сумеречным светом на картине «Пылающий Жираф».

Нысыщенно-тревожного колера, это небо предостерегает: грядут сумерки мира, и ночь, которая падёт вслед за ними, будет поистине страшной.

В родной для Дали Испании ужас уже правил бал, и пылающий в глубине картины жираф на фоне гор, окружающих долину Ампурдан — это символ охваченной огнем войны Испании.

Женщина-монстр на переднем плане интересна обилием выдвижных ящиков и странными отростками, напоминающими одновременно и гипертрофированный (хотя и очевидно «увядший») фаллос, и искаженные до неузнаваемости «мягкие часы» Сальвадора Дали.

Отростки это не способны поддерживать себя самостоятельно: для этих целей им требуются костыли, также постоянно фигурирующие в картинах Дали того периода. Не исключено, и даже скорее всего, что таким недвусмысленным образом художник указывает на собственные проблемы с потенцией, которых он не только никогда не скрывал — но, напротив, даже гордился ими.

Что касается ящиков, они символизируют так называемые «тайники подсознания» и являются безусловной данью Зигмунду Фрейду, которого Дали почитал величайшим из людей.

Процитируем самого Дали: «Единственное различие между бессмертной Грецией и нашей эпохой — это Зигмунд Фрейд, который открыл, что человеческое тело, которое греками воспринималось исключительно как объект неоплатонический, в действительности состоит из множества секретных ящиков, открыть которые сейчас стало возможным с помощью психоанализа.»

Ящики, как не сложно заметить, открыты — явное указание на то, что война высвобождает в людях все их глубинные инстинкты, о которых они в мирное время даже и не догадывались — ту первобытную, жестокую суть, которая живет внутри каждого из нас. Живет в состоянии анабиоза, имея все шансы так никогда и не проснуться, но если это все-таки случится — мы, увы, узнаем о себе много неожиданного и неприятного. Ненужной шелухой отпадет глянцевая шкурка цивилизации, и природные инстинкты примутся править свой жестокий, пахнущий свежей кровью бал.

Об этой же звериной сути, сокрытой в каждом человеке, свидетельствует и кусок сырого мяса в руке еще одной женщины-монстра на заднем плане справа.

Война мгновенно сорвала с человека театральные покровы цивилизации — и явила наружу изначально и по определено свойственную человеческому существу кровожадность. Увы, это действительно так — и Дали, с присущим ему талантом, в картине «Жираф в огне» смог ярко передать это.