В 1925 году Сальвадор Дали написал замечательную картину — «Женская фигура у окна», которая находится в Центре искусств королевы Софии (Мадрид). Это творение — чуть ли не самое совершенное из всех, что создал живописец во время учебы в Королевской Академии изящных искусств (из которой был отчислен).
Моделью данной картины послужила сестра автора Ана Мария. Полотно выполнено виртуозно и мастерски — ведь не зря Дали так почитал великих художников прошедших эпох. Оно написано в стиле реализма, и с этой точки зрения является буквально шедевром. Игра света прекрасно подчеркивает цветовые нюансы. В то же время в работе уже чествуется неповторимая манера Дали: кажется, будто залив Кадакеса (а это именно он виден за окном) и девушка находятся в разных реальностях.
Картина «Женская фигура у окна» (в оригинале — «Девушка у окна») была написана Сальвадором Дали летом 1925-го и в ноябре того же года выставлялась на первой персональной выставке Дали в барселонской галерее Жозепа Далмау.
До смерти Сальвадора Дали в 1989-ом «Женская фигура у окна» находилась в постоянной экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе, родном городе художника — а потом, к величайшему сожалению, уехала в Мадрид, и сейчас ей можно полюбоваться в мадридском Центре искусств королевы Софии.
Впрочем, периодически «Женская фигура» приезжает из Мадрида в Фигерас «погостить», и тогда для меня наступает настоящий праздник: я считаю эту раннюю вещь одной из лучших во всём огромном наследии каталонского художника.
Картина «Женская фигура у окна написана в загородном доме семьи Дали в Кадакесе, в местечке Эс Льянер, где Дали традиционно проводили летние месяцы.
Перенесемся в лето 1925-го. Сальвадор Дали молод — ему всего 21 год — талантлив, красив; его еще не выгнали из Академии изящных искусств в Мадриде, что случится годом позже; он пригласил с себе погостить прекрасного испанского поэта Федерико Гарсиа Лорку, своего ближайшего друга — жизнь, одним словом, складывается прекрасно!
В то время Сальвадор Дали невероятно много работает (впрочем, как и всегда), и без устали пишет единственную свою женскую модель до появления Галы — родную сестру Ану Марию. Этот период творчества Дали принято называть «ученическим», однако «Женская фигура у окна» — настоящий шедевр, за который не было бы стыдно ни одному из зрелых состоявшихся мастеров.
Ана Мария, родная сестра Сальвадора Дали, стоит у раскрытого окна спиною к зрителю, облокотясь на подоконник. Лето, жара, покой… Лишь легкий ветерок поиграет тюлевой занавеской на подоконнике — и затихает вновь.
На противопожном берегу бухты видны плантации оливковых деревьев, которыми в окрестностях Кадакеса засажены все горные склоны. Белый парус лодки тоже, кажется, застыл в неподвижности… Именно созерцательностью и покоем веет от этого полотна — чему способствует простая, без изысков, и в то же время отчетливая техника, в которой выполнена картина.
В «Женской фигуре у окна» еще нет той изощренной академичности, которой Дали будет удивлять в конце 30-хх и, в особенности в 40-хх г. гг.; здесь нет и невероятного обилия тщательно выписанных второстепенных деталей, которые так свойственны Дали-сюрреалисту — но именно своей тщательно продуманной простотой картина очаровывает и подкупает.
Голубовато-розоватые тона — явная дань находящегося на пороге старта Сальвадора уже состоявшемуся художнику Пабло Пикассо, которого молодой Дали в те годы боготворил. Отметим, что при написании «Женской фигуры у окна» («Девушки у окна») Дали использует привычный для него и впоследствии прием «картины в картине», подсмотренный им у великих мастеров прошлого: у тех же Веласкеса и Вермеера, своих величайших кумиров.
В те годы Дали писал Ану Марию без конца — и не только потому, что сестра была единственной доступной и, к тому же, бесплатной моделью.
Не стоит забывать — до появления Галы в жизни Сальвадора Дали сестра Ана Мария оставалась самым близким юному художнику человеком, и эта любовь брата к сестре вкупе с восхищением её юной красотой (в 17 лет все девушки красивы, а Ане Марии здесь именно 17), отчетливой нотой звучат в картине.
Забегая вперед, скажем: после появления Галы, которую родные Дали ультимативно не приняли, углядев в ней распутную обольстительницу и явно староватую для их Сальвадора женщину-вамп, отношения художника с семьей прекратились чуть больше, чем полностью, а Ана Мария из наперсницы, родственной души и ближайшей подруги трансформировалсь в злейшего врага Сальвадора.
Эту вражду усугубила и книга Аны Марии «Сальвадор Дали глазами сестры», выпущенная в свет в 1949 году и ставшая жестким приговором и Гале, и всему движению сюрреалистов. Особенно досталось на страницах этой книги, конечно же, жене художника, укравшей у Аны Марии не только брата, но и роль вдохновительницы и музы.
Дали назвал книгу сестры «грязным пасквилем» и был вне себя от бешенства. Разумеется, после этого временно и условно восстановленный мир между братом и сестрой был расторгнут окончательно и навсегда. Сальвадор и Ана Мария так и умрут не примирёнными — сразу брат, через несколько месяцев — сестра, причем сестра на похоронах брата присутствовать не будет — однако все это случится потом.
Я же хочу рассказать вам об одном удивительном секрете этой картины, о котором ни за что не догадаешься по репродукции. Как я уже сказал, картина находится в Мадриде, однако периодически ее привозят в наш театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, так что наблюдать эту вещь в оригинале мне приходилось неоднократно.
И вот что меня буквально поразило, когда я увидел «Девушку у окна» впервые — ощущение не покоя и созерцательности (это первое чувство, которое испытываешь, глядя на эту вещь в оригинале) — но странной и непонятной тревоги, которая охватывает тебя, стоит лишь вглядеться в эту довольно крупную (105 X 75 см) вещь. Дело в том, что, если вглядеться повнимательней, есть у этой картины одно несоответствие со стилем реализма, в котором, она, вроде бы написана: вода слишком близко подступает к подоконнику!
Это, повторюсь, совершенно не заметно на репродукции, однако в оригинале не увидеть это нельзя. Трехмерная, прекрасно выписанная Дали, это водяная масса ощущается прямо физически, ты чувствуешь, как одна давит на стену дома с наружной стороны… Кажется миг, и она продавится с обратной стороны внутрь и зальет все, включая и тебя. Отсюда и ощущение тревоги, неизбежно возникающее, когда смотришь на оригинал.
Картина «Девушка у окна» является одной из лучших работ художника на ранних этапах творчества. Моделью для полотна послужила Анна Мария, которая долго присматривала за Дали и оставалась его музой.
Особенностью картины можно назвать рисование женщины со спины, которая смотрит куда-то вдаль, желая заглянуть за горизонт. Она действует гипнотизирующим образом, притягивая и останавливая на себе внимание. Чувствуется покой аскетичной обстановки, который гармонично сочетается с природой из внешнего мира.
Также холст несет и глубокий психологический смысл, отражая юную девушку как не оформившуюся личность, которая только краем глаза заглянула в новый и неизведанный мир. Она в ожидании перемен, которых с нетерпением ждет и боится. Зрители не видят её лица, но каждый может почувствовать её желание двигаться вперед. Комната как замкнутый мир, который она хочет расширить. Отсутствие предметов – это начало познания и накопления опыта. Чем больше девушка будет узнавать, тем более наполненной станет комната. Она стоит босиком на полу, как ребенок, который чувствует связь с родительским домом.
Не случайно окно выходит на море, символизирующее свободу и решительность. Но всегда существует и отрицательная часть как непредсказуемость, буйство волн. Так и жизнь будет неопределенной, со своими взлетами и падениями. Порт города Кадакеса открывает возможность не только выйти в родные края, но и позволяет отправиться в бесконечное путешествие в другие страны.
Кстати, я спрашивал у своих туристов, что чувствуют они — и их чувства полностью совпали с моими! Одним словом, будете в Мадриде — можете проверить этот эффект на себе! А картина «Женская фигура у окна», повторюсь — прекрасна! Это одна из любимых моих работ Сальвадора Дали.