Анализ картины Сальвадора Дали Загадка Вильгельма Телля - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Загадка Вильгельма Телля

Анализ картины Сальвадора Дали Загадка Вильгельма Телля

В 1933 Дали написал картину, ставшую причиной его разрыва с сюрреалистами, — «Загадка Вильгельма Телля» (Музей современною искусства, Стокгольм). Телль в художественном мире Дали символизирует его отца, лишившего сына наследства.

Однако на полотне ясно видно, что ребенка в руках держит Ленин! Художник и раньше писал Владимира Ильича, но здесь его появление кажется совсем уж непонятным. На самом деле все просто. Сюрреалисты были сторонниками коммунистических идей и Владимира Ильича, соответственно, очень уважали. Дали просто хотел вызвать их ярость. А вот костыли, подпирающие весьма двусмысленно изображенную ягодицу вождя мирового пролетариата и козырек его кепки, — гораздо более сложный символ. Обычно он означает смерть и вознесение.

«Загадка Вильгельма Телля», как и ожидалось, привела сюрреалистов в ярость. Это было последней каплей в чаше терпения: Дали и так крайне раздражал их своим увлечением Гитлером (справедливости ради заметим, что идей фашизма художник никогда не поддерживал, его просто привлекал сам Гитлер). Выставленную в Салоне Независимых в 1934 картину они пытались разорвать, но им не удалось осуществить задуманное только потому, что полотно висело слишком высоко.

Тогда был назначен товарищеский суд над Дали, по итогам которого мастера изгнали из группы. Впрочем, он не слишком расстроился. Не страдающий излишней застенчивостью гений провозгласил: «Сюрреализм — это я! И я действительно так считаю, ибо я единственный, кто способен развивать его дальше». К тому времени он уже уверился в своем предназначении — спасти искусство.

Картина «Загадка Вильгельма Телля» была написана Сальвадором Дали в 1933-м и стала далеко не первым обращением художника к образу швейцарского фольклорного героя. Образ народного героя Швейцарии ассоциировался у Дали с его собственным отцом, при этом прочнейшим образом переплетаясь с «эдиповым комплексом» — явлением, впервые описанным и введенным в психоанализ Зигмундом Фрейдом — абсолютным кумиром Сальвадора Дали.

Эдипов комплекс — сознательное или бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и двойственное отношение к родителю того же пола. Название связано с древнегреческим мифом о царе Эдипе, который, сам того не зная, убивает своего отца, Лая, и женится на матери — Иокасте. Фрейд рассматривал эдипов комплекс как один из обязательных этапов психосексуального развития и восприятия.

У мальчиков механизм его протекает следующим образом: ребенок, переживая сексуальное влечение к матери, в то же время испытывает ревностные и враждебные чувства к отцу, которые, естественно, пытается скрыть. Отец — более сильный и удачливый его соперник, поэтому мальчик самым натуральным образом боится его, ожидая наказания в виде кастрации.

Вследствие страха кастрации в психической жизни ребенка формируется особая инстанция — Сверх-Я, под влиянием которой мальчик подавляет инцестуозное влечении к матери и в конце концов начинет ассоциировать себя с отцом.

Легенду о метком стрелке Вильгельме Телле, которому, как мы знаем, пришлось стрелять в яблоко, установленное на голове его собственного сына, Дали считал классическим примером эдипова комплекса: жестокий доминирующий отец стремится уничтожить своего более слабого сексуального соперника, сына — правда, наказанием здесь выступает не кастрация, а смерть.

Именно поэтому Сальвадор Дали ассоциирует Вильгельма Телля со своим собственным отцом, который, по мнению художника, проявлял к нему такую же жестокость, стремясь подавить его, лишить самостоятельности и полностью уничтожить счастье своего сына. Напомним: незадолго до того отец Сальвадора Дали категорически воспротивился связи сына с замужней женщиной, Гала, и прилагал все усилия, чтобы эту связь разорвать. Когда же этого не случилось, он изгнал Дали из дома и даже лишил его наследства.

Впрочем, речь не столько о «наследстве», которое у нотариуса из Фигераса не было сколько-нибудь существенным, а о том, что Дали лишился единственной на тот момент финансовой основы существования — поддержки отца. Вот почему первые совместные годы Дали и Гала были бедны, сложны и полны тревожных ожиданий.

Тогда же, со времени разрыва (1930), Дали стал писать отца именно в образе жестокого тирана Вильгельма Телля, желающего истребить своего отпрыска. Ситуация эта не была еще изжита в 1933-м, когда написана картина — выживать пока было сложновато, потому и тема отца-тирана оставалась для Дали актуальной.

Вот что говорил о картине «Загадка Вильгельма Телля» сам Дали: «Вильгельм Телль — это мой отец, а ребенок в его руках — я сам; вместо яблока на голове у меня сырая котлета. Он собирается пожрать меня. Крошечный орешек возле его стопы скрывает крохотного малыша — это образ моей жены Галы. Его стопа постоянно угрожает ей. Стоит только ему слегка двинуть ногой как орех будет раздавлен.»

Как видим, описание картины самим художником полностью подтверждает вышесказанное.

Надо сказать, что к моменту написания картины увлечение Сальвадора Дали идеями коммунизма и мировой революции уже миновало. Сюрреалисты, напротив, не спешили свергать образ вождя мирового пролетариата с пьедестала — и даже наоборот.

Чтобы понять, почему Дали неоднократно изображал в те годы Ленина, да еще в весьма сомнительном антураже, нужно всего лишь вспомнить о том, что Дали быстро набирал тогда мощь и известность, становясь самым ярким членом кружка. Это был уже далеко не тот робкий мальчик из провинции, каким Дали пришел к этим блестящим парижанам совсем недавно.

Дали набирал силу, Дали чувствовал свою силу, и ему становилось все более тесно в коммунальной сюрреалистической берлоге, где всем заправлял «медведь» по имени Андре Бретон. Дали и вообще был слишком независим, чтобы терпеть чье-то главенство и чей-либо диктат, и если делал это раньше — то лишь по необходимости. Иными словами, Ленин в сомнительном образе Вильгельма Телля — не что иное, как попытка спровоцировать неудовольствие и даже гнев некоторых своих собратьев-сюрреалистов, и прежде всего — Андре Бретона.

Выражаясь современным языком, Сальвадор Дали занимался ни чем иным, как «троллингом», сознательно обостряя отношения с коллегами. Известно, что картина эта, где Ленин-Телль-отец Дали изображен голозадым, с удлиненной ягодицей, подозрительно в то же время напоминающей вяловатый пенис, вызвала столь горячее негодование Бретона, что он даже пытался повредить ее, специально посетив выставку Сальвадора. Однако Дали тоже был далеко не дурак: он распорядился подвесить картину как можно выше — и тем самым спас ее для грядущих поколений!

Идею для написания картины художник почерпнул из своего сна, как впрочем, и для других своих творений. Телль в воображении Дали олицетворяет его отца, который оставил сына без наследства.

На полотне Вильгельм Телль изображен с лицом Ленина. Казалось бы, зачем это понадобилось художнику? Как оказалось все просто. Дали и ранее использовал облик Ленина для своих произведений.

Группа сюрреалистов, в число которых входил Сальвадор, поддерживали коммунистические взгляды Владимира Ильича и, конечно же, всячески его почитали. Художник хотел вызвать у них негодование и ярость. С его стороны это была насмешка над ними. Именно таким Сальвадор видел Ленина в своем творческом мире. Вождь изображен с невероятно длинной ягодицей, которую подпирает костыль. Кстати он там не один. Второй костыль подпирает тоже необычайно длинный козырек кепки Ленина. Все это является некими символами смерти. При этом у него в руках находится маленький ребенок.

В очередной раз в полотне ожили детские страхи художника. В образе Ленина отображается, как в зеркале, его отец. Он угрожающие взирает на младенца, будто собирается съесть его. А вот этим ребенком и является сам Дали.

Картина была выставлена на обозрение в Салоне Независимых и к огромной радости Дали повергла сюрреалистов в гнев. Они восприняли холст как карикатуру на вождя. Андрэ Бретон был охвачен бурей ярости. Он расценил это полотно как антиреволюционное действие со стороны художника.

Сюрреалисты предприняли попытки сорвать картину и уничтожить. Но у них ничего не вышло, так как холст висел достаточно высоко. После этого, было предложено изгнать Дали из группы, что и было сделано.