В произведении «Рождество» Сальвадоре Дали выражает своё уникальное видение христианского праздника. Выполнена работа в любимом стиле художника — сюрреализме. Классические символы рождества щедро разбавлены объектами, рождёнными полётом фантазии Дали. Неординарное мировоззрение побуждает художника создавать удивительные шедевры. «Рождество» стало настолько популярной картиной, что даже красовалось на обложке модного женского журнала середины двадцатого века. Картина посвящена великому празднику — Рождеству Христову, но если зритель не знает названия, то вряд ли сможет понять, что изображено на полотне и увидит лишь набор странных предметов — расколотую на две части арку, за этой аркой сугробы и снегопад, на частях арки пустили корни и поднялись ввысь ели, почему-то с Вифлеемскими звёздами посередине, напоминающими сердце.
Части разломленной арки похожи на составляющие части человеческого лица, украшения, висящие сверху, напоминают, наблюдающие за происходящим вокруг, глаза. Симметричные украшения разрушенной арки изображают части человеческого лица — губы и нос, слева эти части золотого цвета, а справа — серебряного, что наводит на мысль об объединении мужского и женского начала. Эта догадка подтверждается и формами линий — полукруглые и прямые, они указывают на стихию объединения этих начал и зарождение новой жизни как завершающий этап. Символы, изображённые Сальвадоре Дали, выражают потаённую природу Рождества, как рождения Бога на земле в результате объединения мужского и женского начала. Примечательно, что многие символы повторяются дважды — это и симметричные осколки некогда прекрасного архитектурного сооружения, и две рождественских ели, и две Вифлеемских звезды на них. Трактовать такой приём можно по-разному, возможно художник хотел показать величие Бога и человека на земле.
Картина С. Дали «Рождество» выполнена в излюбленной для художника манере сюрреализма. Как известно, Дали стремился в своем творчестве переосмыслить христианские темы рождества, земного пути Иисуса Христа, распятия и воскресения. Его картина «Рождество» также посвящена религиозной теме рождения Спасителя. При этом именно данная картина украсила в 1946 году обложку модного дамского журнала.
Однако сторонний наблюдатель, не знакомый с названием полотна, может даже не понять, что на нем изображено: он увидит арку, проломленную посередине, внутри арки зимний пейзаж, растущие на кирпичах разрушающегося архитектурного сооружения ели с Вифлеемскими звездами посередине каждой из них.
Полукружие сторон арки напоминают правую и левую части лица. Висящие же по обеим сторонам арки елочные украшения являются глазами какого-то живого существа, возможно, самого Бога. Другие украшения архитектурного сооружения напоминают губы, нос и подбородок. Сама тема полукруга и прямой линии напоминает образ женского и мужского начал, а также стихию их соединения в рождении нового живого существа.
Таким образом, мы сталкиваемся с образами глубоко символичными, Дали использует как известные символы Рождества (образ Вифлеемской звезды, елку как символ воскресения вечной жизни, образ зимы, ведь именно зимой приходит Рождество), так и созданные им самим (сюда относится образ человеческого лица в полукружии арки). Интересно также, что многие символы повторяют им дважды: например две елки, две Вифлеемских звезды.
Данную особенность можно трактовать по-разному. Например, мы можем предположить, что под двумя елками и двумя звездами дали подразумевает божественную и человеческую природу Иисуса Христа или величие Бога и человека на земле.