Описание картины Сандро Боттичелли Мистическое Рождество - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Мистическое Рождество

Описание картины Сандро Боттичелли Мистическое Рождество

Картина была написана художником в 1500 году в начале нового века. В такие времена всегда увеличивалось количество пророчеств о конце света, о близкой гибели вселенной. На фоне множества пророчеств у Боттичелли возникла идея написания грандиозного мистического полотна. Мистическое Рождество — Сандро Боттичелли. 1501. Холст. 108,5×75 см.

На картине художник изобразил безграничное и хаотичное пространство без перспективы. Небо и земля на полотне перемешались между собой. В центре картины зритель видит убогую пещеру, в которой родился Сын Божий. Над младенцем в благоговейном трепете склонились мать его Мария и Иосиф, восхваляя чудо пришествия.

Внутри пещеры, как и на многих подобных картинах присутствуют и животные. А по обеим сторонам пещеры столпились волхвы, прославляющие нового Мессию. Вся картина сосредоточена вокруг великого события — вокруг кружит множество небесных ангелов с ветками оливы в руках. Они и в небесах и на земле кружат в хороводе и поклоняются Иисусу.

Художник постарался передать религиозную мистерию простым народным языком. Он осознанно упростил очертания и формы, добавил яркости сюжету.

На картине присутствует множество символических деталей — ветки оливы, символизирующие мир и спокойствие. Мария изображена художником маштабнее остальных фигур, на лентах, обвивающих ветви оливы, можно прочесть символические надписи.

Ангелы в небесах кружатся в экстазе. Цвет их одежды тоже очень символичен — зеленый, красный и белый. Это цвета благодати, истины и справедливости, пришедшие на землю вместе с рождением Сына Божиего.

Вся сцена на картине напоминает традиционные изображения Рождества, но Боттичелли добавил в свое произведение толику мистического, этим и отличается она от других полотен. В картине есть место и дьявольщине — на переднем плане в обоих углах можно увидеть маленьких прячущихся бесов, которые то ли в страхе разбегаются по сторонам, то ли осторожно выглядывают из укрытий, наблюдая за ужасным для них явлением.

Боттичелли постарался раскрасить картину яркими жизнерадостными красками, чтобы показать, насколько радостное и грандиозное событие происходит в этот момент.

Удивительную по своему сюжету и композиции картину «Мистическое Рождество», Боттичелли создал на закате творческого и жизненного пути.

Сюжет картины, сложный и неоднозначный, был навеян проповедями знаменитого Савонаролы под влиянием политических беспорядков, сотрясающих родную Тоскану Боттичелли.

В этой картине собрано всё: и пришедшие поклониться младенцу люди в современных одеждах, и демоны, стремящиеся спрятаться в преисподней, и три ангела на крыше, знаменующих три важнейшие силы – Благодать, Справедливость и Истину, и ангельский хоровод. В верхней части работы мастер вывел внушительную надпись полную апокалиптических настроений и запутанных аллюзий.

Примечательно то, что эта картина была открыта миру совершенно случайно — один англичанин увидел её на вилле Альдобрандини и решил купить, лишь после рассмотрев автограф великого Боттичелли. Неизвестно как сам живописец назвал одно из своих последних полотен. Всемирно известное наименование принадлежит знаменитому теоретику искусства Джону Рёскину.

Тематика Рождества Христа постоянно доминировала у разных художников в разное время. Но у каждого из них было совершенно разное видение этого события. Вот и у Боттичелли оно весьма своеобразно. Вроде бы всё-то же, всё нам знакомое, но художник использует немного другого – мистики.

Всё дело в том, что это полотно было написано в 1500 году, то есть как раз в то время когда многие предсказывали конец света. Это собственно уже давно вошло в моду: как только наступает новый век, то тут же начинаются пророчества скорой гибели

Вселенной. И вот как раз тогда Боттичелли и написал это полотно, своё предпоследнее полотно.

Присмотримся. Да, не похоже на традиционную трактовку всем известной сцены Рождества. Хотя главное художник оставил неизменным: младенец в яслях, мать и отец рядом. Даже животные остались на месте, но вот всё остальное. Посмотрите сколько ангелов вокруг! Ангелы на земле, которые показывают пастухам на Святое семейство, ангелы на переднем плане полотна, которые целуются и обнимаются на радостях всё с теми же мудрецами. И конечно же ангелы, которые танцуют в кругу на небе.

Обратите внимание, что у ангелов в руках олива, это веточки мира. Боттичелли не забыл и про дьявола: внизу в обоих углах по маленькому бесу, которые как бы и прячутся в расщелинах земли и как бы наблюдают за происходящим.

Особое внимание вызывают трое ангелов сидящих на крыше. У них тоже в руках оливы, но стоит обратить внимание на цвет их одежды. Ведь не зря же они одеты в разные цвета. И вот действительно не зря. Зелёный, красный, белый – благодать, истина и справедливость. Так что и здесь есть символика. Полотно прямо напичкано символикой. Да и олива тоже не зря в руках, ею во времена Боттичелли украшали храмы.

Удивительное полотно с удивительными элементами мистики.