Анализ картины Сальвадора Дали Испания - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Испания

Анализ картины Сальвадора Дали Испания

Сальвадор Дали родился и вырос в Испании. Именно эту страну можно назвать его домом. Его заботила судьба родины и ее будущее. В данной картине за основу взяты военные действия, спрятанные в непередаваемой манере художника. По своей натуре и написанию “Испанию” сравнивают с небезызвестной картиной не менее культового художника Да Винчи “Поклонение Волхвов”. На картине вполне привычно для Дали оказалась пустыня, которая окутывает все полотно. Можно сказать, что это стало визитной карточкой художника. Вдалеке можно увидеть очертания гор и крохотный домик, который может быть сделан из самых разных материалов, начиная от песчанки, заканчивая каменными блоками, которые водились в то время. Все это находится под неким куполом. Именно так изображено на картине небо. В серых, темных тонах. Оно словно окутывает все вокруг.

Центром картины является небывалых размеров тумба, которая предстает зрителю ближе всех. В отличие от других деталей, она более прорисованная и натуральная. У нее есть лишь один ящик, находящийся сверху. Из него виднеется окровавленная ткань. Хотя некоторые видят в этом и внутренности человека. На саму тумбу облокотилась женщина, чей силуэт составлен из животных, военных и прочих персонажей картины. Кругом хаос и разруха. Чувство неизбежности невольно подкрадывается в голову, когда пытаешься всмотреться во всю эту смуту. Вообще образ женщины явно говорит об испанских корнях. На ней одето традиционное для этой страны платье. Имя этой женщины, как вы уже догадались – Испания. Именно так представляет Дали свою страну в роли этой женщины. Растерзанную, уставшую и опечаленную от гражданских войн, насилия и суеты. Такое ощущение, что если бы эта женщина оказалась живой, она бы плакала кровавыми слезами всех погибших в то злополучное время.

Картина «Испания» была написана Сальвадором Дали в 1938-ом, вдали от охваченной Гражданской войной Испании и возлюбленного художником родного Порт-Льигата. Дали, не определившийся с выбором стороны, да и вообще не желавший принимать никакого участия в военных действиях, все три года кровавых испанских событий провел за пределами страны — однако это вовсе не означало, что происходившее на родине нисколько его не волновало.

Картина «Испания» — одна из многих попыток осмысления этого страшного, «биологического», как называл его Дали, явления — война. Отметим, что Сальвадор Дали, как мы не раз уже писали, настойчиво подчеркивал свою аполитичность и заявлял, что война, по сути, это вовсе не столкновение политических сил — но всего лишь высвобождение древних звериных инстинктов, от которых человечество не избавился никогда, ибо такова его глубинная суть.

В «тайниках подсознания» каждого из нас, как бы не рядились мы в благопристойные одежды цивилизации и высокой морали, всегда живет алчущий крови жестокий зверь. Не случайно здесь присутствуют уже знаменитые к тому времени ящики Сальвадора Дали — те самые «тайники подсознания», которые появились благодаря фанатичному увлечению испанского художника Фрейдом и быстро сделались одним из излюбленных образов Дали.

А что там, в «тайниках подсознания» охваченной братоубийственной войной Испании? Жестокость и жажда крови. Это в годы войны единственное и самое важное: звериная жестокость, жажда крови и бесконечное желание уничтожать себе подобных.

Ящик, как видим, приоткрыт, и из него торчит наружу кусок окровавленной плоти. О том же говорит и изображение кровожадного хищника, льва, не случайно введенное Сальвадором Дали в сюжет.

О том, что жестокость и жажда крови стоят во главе угла, свидетельствует и насыщенно-кровавый цвет куска мяса — сразу выделяющийся на намеренно монотонной, землистого оттенка палитре картины.

Картина «Испания» даёт нам возможность, среди прочего, насладиться одним из самых интересных, творчески придуманных и мастерски исполненных «двойных образов» Сальвадора Дали. Присмотревшись как следует, мы увидим, что лицо и торс аллегорической «Испании» в то же время являют собой сцену сражения.

Сами изображения воинов-кондотьеров безусловно свидетельствуют о том, что время, проведенное Дали во Флоренции, не прошло даром. Художник активнейшим образом изучал работы Рафаэля, Винчи, Микеланджело — и влияние великих мастеров, в данном случае — Леонардо да Винчи, в картине «Испания» особенно ощутимо.

Интересно, что картина «Испания» была выставлена Дали на небольшой выставке, по настоянию Гала организованной в феврале 1939-го в Париже, в студии квартиры на парижской улице Tobe-Issoire, где Дали и Гала тогда проживали. Выставку, невзирая на тревожные времена, посетили немало светских лиц и людей искусства.

И, как впоследствии с гордостью вспоминал Дали, первым, кто пришел на выставку, и последним, кто покину ее, был сам Пабло Пикассо! Пикассо специально явился, чтобы увидеть картину Испания — и был очень впечатлен этим действительно замечательным полотном!

Испания – родина Сальвадора Дали, его дом. Поэтому вполне естественен тот факт, что его заботила, интересовала ее судьба. Поэтому он обратился к мотиву гражданской войны, изобразив ее в привычной для него сюрреалистической неповторимой манере на холсте (91,8 на 60,2 сантиметра) обыкновенными масляными красками в 1938 году. Работа сильно напоминает «Поклонение Волхвов» небезызвестного Да Винчи в плане глубины, цветовой гаммы и построения.

В этом своем творении Дали изобразил довольно привычную для глаз поклонников художника и искусствоведов пустыню. Перед нами на почти все полотно растянулась испанская равнина, приобретшая цвет кофе, смешанного с молоком, из-за смешения пыли, грязи и песка. Вдали, у полосы горизонта видны горы, какое-то здание, возведено не то из песчаника, не то из известняковых блоков, а, может, вообще из каких-нибудь незнакомых обывателю камней. Небо, виднеющееся также где-то далеко впереди, темное, серое и грязное. Оно больше напоминает горное плато в тумане, каким его можно увидеть, если падать на него откуда-то сверху.

Ближе к зрителю расположена огромная, просто гигантская тумба, у которой есть лишь один-единственный ящик на самом верху. Он слегка выдвинут. Его ручка, больше похожая на бронзовую булавку, кажется совсем новой. Из ящика вот-вот выпадет что-то, напоминающее одновременно и красную (окровавленную?) тряпку, и человеческие внутренности. О тумбу опирается женщина, чей силуэт вырисовывается из фигур военных и зверей, снующих в хаосе.

Очевидно, она одета в платье. К слову, она, если судить по чертам, настоящая испанка. Поэтому ее имя Испания – пустынная, страдающая страна, которая, будь она живым человеком, плакала бы кровавыми слезами во время событий, которые носят название «гражданская война».