Анализ картины Сальвадора Дали Исчезающие образы - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Исчезающие образы

Анализ картины Сальвадора Дали Исчезающие образы

Картина «Исчезающее изображение» была написана Сальвадором Дали в 1938-ом, а годом позже представлена публике на выставке «Сальвадор Дали» в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке.

Это, пожалуй, один из самых известных и запоминающихся «двойных образов», созданных каталонским художником за длительную и плодотворную карьеру.

«Исчезающее изображение» входит в коллекцию Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе и, как правило, экспонируется в зале «Рыбные лавки», периодически замещая собой еще одну очень известную работу Дали — «Мягкий автопортрет с жареным беконом».

С первого взгляда зритель видит молодую (и, возможно, беременную) девушку, читающую письмо у окна, лучащего призрачный свет. Сюжет картины является отсылкой сразу к трем картинам великого нидерландского художника Яна Вермеера — ярчайшего, наряду с Рембрандтом, представителя «золотого века» в голландской живописи. Однако если к Рембрандту Дали относился довольно рвнодушно, Вермеера, напротив, он в своей персональной «табели о рангах» разместил на самом верху среди всех живописцев мира. Сравниться в Вермеером, по мнению Дали, мог только Диего Веласкес, и даже Леонардо с Рафаэлем уступали Вермееру Делфтскому в мастерстве.

Восторг, который Дали неустанно выказывал в адрес Вермеера, можно сравнить с религиозным поклонением. Как-то Дали даже заявил, что с легкостью дал бы отрезать себе левую руку, чтобы только узнать секрет «той божественной амбры, которой Вермеер писал свои картины». В своих работах Дали обращался к фигуре обожествляемого им голландца неоднократно: «Призрак Вермеера Делфтского» (1934), «Явление города Делфт» (1936) и т. д.

Что до картины «Исчезающее изображение» — это, как мы уже сказали, отсылка к трем известнейшим работам Вермеера: «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657), «Женщина, читающая письмо» (1665) и, конечно же, «Аллегория живописи» (1668). Позаимствовав элементы из трех вышеназванных произведений, Дали в очередной раз воздает дань уважения своему кумиру — но только ли ему?

Нет, нет и нет! Вначале мы упоминали о «двойном образе». Чтобы увидеть его, придется слегка изменить расстояние до картины, возможно, пришурить глаза — одним словом, слегка поэкспериментировать, и вназапно перед вами появился «главный» кумир Сальвадора Дали — Диего Веласкес!

Занавес в левой части картины обратится в волосы, , голова девушки — в глаз, кисть руки, держащая письмо — в усы, и т.д. Магическая трансформация свершится мгновенно и великий испанец придет на смену великому голландцу. Так рациональный Дали, следуя принципу «два в одном», умудрился в одной картине упомянуть сразу двух своих учителей, подарив нам маленькое чудо преображения.

А теперь — бонус для внимательного зрителя. Будете в музее Дали (с нами или без нас, а лучше с нами:)) — обязательно приглядитесь к карте с изображением Испании на стене комнаты.

Жирной линией Дали отметил границу Испании с Францией, а рядом с этой границей сделал хорошо заметную черную точку. Точка эта полностью соответствует географическому положению города Фигерас, где находится Театр-музей, и где Дали, собственно, и появился на свет.

Иными словами, в картине «Исчезающее изображение Дали изобразил не двух, а сразу трех гениев живописного искусства: Яна Вермеера, Диего Веласкеса и, разумеется, себя — преемника славных традиций этих мастеров! Да, Дали никогда не отличался скромностью, однако, учитывая его общие заслуги перед мировой культурой, он имел на то веские основания!

Необходимо отметить то, что картина «Исчезающие образы», созданная Сальвадором Дали, принадлежит к той категории искусства, которую принято называть разноплановой. Мало кто знает о том, что он написал неординарный шедевр, в котором была изображена комната-иллюзия, и при всем при этом, там же он применил некие черты образа известной актрисы кино тех времен Уэст Мэй. В коллекции этого художника очень много таких картин, которые могут поразить сразу. Такой является «диван-губы», к примеру. Кстати, подобные намеки можно заметить и в шедевре «Исчезающие образы». Если смотреть издалека, то вы увидите образ старика, который похож некоторыми чертами на художника. И по сути, все так и есть. Только это Диего Веласкес, гений и кумир многих, не исключая Сальвадора Дали.

Но если приглядеться к этому творению, просмотреть все детально под иным углом, все черты, напоминающие старика, начнут размазываться, при этом переходить в образ девушки. Представленная картина схожа с популярным творчеством Яна Вермеера, который написал «Девушка с письмом». Но есть и различия. У Сальвадора Дали произведение относится к направлению сюрреализма, а у Вермеера — к классике, реализму. Дали писал похожие шедевры, но при всем при этом оставлял в своем писании некую изюминку, те искры, которые отсутствовали у аналогов. Кроме этого, он смог изобразить на полотне нескольких своих любимых кумиров, которые были представителями искусства того времени, — Вермеера, а также Веласкеса. Его шедевр помещен в музее, который находится в городе Фигарас, в восточной части Испании, где родился сам художник. Кстати, именно в этом здании Сальвадор Дали, когда-то демонстрировал свои первые шедевры, первые ласточки уникального творчества. Надо отметить, что у него немало поклонников.

«Исчезающие образы» – это одна из многосмысловых, многоплановых картин Сальвадора Дали. Известно, например, что он создал уникальную комнату-иллюзию, в которой использовал черты лица известнейшей киноактрисы того времени Мэй Уэст. Самой известной в этой инсталляции является диван-губы.

Нечто подобное можно увидеть и на картине «Исчезающие образы». Издали изображение на этой картине напоминает профиль старика, немного похожего на самого художника. Это действительно художник, но другой – Диего Веласкес, один из кумиров Сальвадора Дали.

Если подойти к картине поближе и взглянуть под другим углом, то черты старика размываются, трансформируясь в девушку, стоящую у портьеры. В этом картина перекликается с известной картиной голландского художника Яна Вермеера «Девушка с письмом». Та же девушка, письмо, портьера. На стене – карта. Но если у Вермеера это – классика, реализм, то у Дали – сюрреализм.

Строго говоря, Дали не был здесь новатором. «Двойственные картины» появились задолго до него, как и составление лиц людей из различных образов. На почтовых открытках можно найти изображения поэтов, композиторов и даже Зигмунда Фрейда. Но гений Сальвадора Дали проявился даже в том, что ему удалось сохранить вермееровскую игру света на щеке старика – или же на стене.

Дали изобразил на картине двух своих кумиров, ярчайших представителей искусства – Веласкеса и Вермеера. Другой мог стать копиистом, портретистом, но у великого испанца получилась собственная, уникальная картина – «Исчезающие образы». Считается, что в образе женщины с письмом он изобразил свою супругу – Елену Дьякову.

Полотно находится в музее-театре, расположенном в родном городе художника, Фигерасе, на востоке Испании. В здании, где Дали когда-то выставлял свои первые работы.