Описание картины Иеронима Босха Искушение святого Антония - Картины голландских художников
Описание картины Иеронима Босха Искушение святого Антония

Описание картины Иеронима Босха Искушение святого Антония

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Алтарь “Искушение святого Антония” – одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее повторений XVI века: зафиксировано шесть копий всего алтаря, пять – центральной его части, и одно – боковых створок.

Подкрасочные рисунки на оригинале красноречиво свидетельствуют об особой интенсивности творческого процесса – художник, как это принято говорить, “вложил в свою работу душу”. Этот триптих Иеронима Босха, одно из важнейших его произведений, полон злых насмешек над священнослужителями. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения.

На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом.

Об истории написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха известно достаточно мало. В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.

К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов – Мира, Плоти, Дьявола.

В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду. Центральная часть “Искушение святого Антония”. Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Фантазия Босха питалась, видимо, изображениями на геммах и монетах эпохи Александра Великого.

Центральная сцена – совершение черной мессы – одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношерстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в черном плаще с кабаньим рылом и совой на голове.

Из огромного красного плода появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе – явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображенный на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки. Нижняя часть композиции занята странными судами.

Под звуки пения беса плывет безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Искушение святого Антония — Иероним Босх. 1505-1506. Дерево, масло. 131,5 x 225 см.

Это самое известное и знаменитое произведение Босха после его «Страшного суда». Картина представляет собой триптих, выполненный на разноразмерных деревянных досках. Центральная часть крупная, почти квадратная, две боковые створки – узкие и длинные.

В картине использован широко распространенный в церковном искусстве того времени сюжет искушения святого Антония во время его нахождения в пустыне Египта. Триптих еще в начале XVI века был куплен португальским ученым и с тех пор находится с этой стране, что не помешало сделать с него более 20 полных или частичных копий.

Сюрреалистическое восприятие мира, столь характерное для творчества Босха, нашло здесь широкое поле для воплощения в жизнь. В центральной части триптиха, собственно искушении святого Антония, не найти ничего привычного по предыдущим образцам средневековой живописи. Картина заполнена странными, чудовищными и не всегда понятными образами, особенно с точки зрения современного человека. На наш взгляд, здесь использован слишком сложный «многоэтажный» символизм, хотя для средневекового жителя с его глубокой погруженностью в религию образы Босха вполне могли бы быть близкими и понятными. Как и святого Антония, людей того времени отовсюду атаковали бесы, искушающие их плотью, едой, богатством, властью и другими греховными в их понимании вещами.

Левая створка триптиха изображает полет и падение святого Антония. В верхней части картины изображен святой, которого тащат в небо бесы в разнообразных отталкивающих образах. Внизу мы уже видим результат – падение святого Антония, которого бережно поднимают под руки представители монашеского ордена, названного его именем. А вокруг этой группы резвятся бесы в разнообразных гротескных образах, а также изображены другие символические фигуры и образы.

Правая створка – это видения святого Антония. В пустыне ему являлась обольстительная искусительница, нагая, едва прикрытая собственной ладонью. Но она – не единственный здесь представитель потустороннего мира, пытающегося сбить человека с пути истинного. Вокруг святого опять полно мелких уродливых бесов, которые всячески пытаются соблазнить его. Но Антоний погружен в чтение Святого Писания и смотрит на окружающих чудовищ с недоумением и непониманием. Его мир внутри его самого, он – высокодуховный человек, отрешившийся от земной мерзости.