Анализ картины Сальвадора Дали Распятие Христа от святого Иоанна - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Распятие Христа от святого Иоанна

Анализ картины Сальвадора Дали Распятие Христа от святого Иоанна

Картина «Христос Святого Иоанна Креста» (204.8 x 115.9 см; холст, масло) была написана Сальвадором Дали в 1951-ом году и на сегодняшний день является одной из самых известных работ усатого каталонского гения, а во многих отношениях — и вовсе уникальной.

В том числе, и потому, что за эту работу готовы были заплатить 127 000 000 долларов США — самую большую сумму из всех, когда-либо предложенных за картину Сальвадора Дали.

Такие баснословные, не побоюсь этого слова, деньжищи готово было выложить Правительство Испании, чтобы вернуть картину «Христос Святого Иоанна Креста» на «историческую родину». Напомним: в наши дни картина экспонируется в музее Кельвингроув (Глазго, Шотландия).

В результате опроса 2006 г. 29% шотландцев назвали это полотно своим любимым — а ведь когда-то галерею жесточайшим образом раскритиковали за то, что она потратила на покупку этой работы Дали целых 8 200 фунтов стерлингов!

Критики той поры оценили труд художника скорее негативно, назвав картину «банальной и традиционной» — однако время показало, как сильно они ошибались. Но пару слов о самой картине Христос Святого Иоанна Креста: картина написана в самом разгаре ядерно-мистического периода Дали (масло, холст), и имеет, как мы уже указали, довольно внушительные габариты — еще не монументальные полотна последующих лет, но уже и не почти-миниатюры 30-хх.

В это время (начало 50-хх) Дали и вообще создает много полотен на религиозные темы — в полном соответствии с политикой франкистской Испании, где католические ценности, жестоко уничтожавшиеся в годы Гражданской войны (1936 — 1939) республиканцами, снова были вознесены на щит и стали иделогическим инструментом диктатуры.

Дали, большой поклонник диктатора Франко, которого он сравнивал ни больше, ни меньше, как со своим обожаемым Веласкесом — уже не тот юный и нищий ниспровергатель и революционер, который когда-то «топил» за мировой коммунизм и призывал сжечь все церкви и монастыри в Барселоне.

Времена пронизанного духом анархии «Желтого манифеста» давно прошли — в 1951 г., в полном противоречии со своими же прежними заявлениями, художник публикует «Мистический манифест» (совсем не случайное сходство названий), в котором со свойственным ему азартом набрасывается на все современное искусство, обвиняя его в непрофессионализме, лености и атеизме, а себя провозглашает никем иным, как спасителем этого самого искусства (по-испански «Сальвадор» как раз и означает «спаситель).

В это время художник, по его собственным словам, пытается совместить испанский религиозный мистицизм с новейшими достижениями современной науки, прежде всего — ядерной физики. Но вернемся к картине и дадим высказаться о ней самому Дали:

«… В первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник.

Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия — гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови».

В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. … Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет…»

Два слова о Святом Иоанне Креста, коего ни в коем случае не следует путать с Иоанном-крестителем. Иоанн Креста — испанский святой, религиозный мистик, реформатор ордена кармелитов, живший в 16-ом столетии, близко друживший с Терезой Авильской и наряду с ней исповедовавший возврат к фундаментальным апостольским ценностям: простоте, нестяжательству, аскетичности — всему тому, от чего Католическая Церковь в 16-м столетии была, мягко говоря, бесконечно далека.

За свои «неправильные» религиозные убеждения будущий святой не раз подвергался судебным преследованиям, немало времени провел в тяжелых условиях в заключении, где, к слову, создал настоящий шедевр религиозной поэзии — «Духовную песнь».

Во время одного из экстатических, так свойственных Святому Хуану видений узрел он Иисуса Христа, нависающего над миром на распятии, и видение свое, как мог, попытался запечатлеть на бумаге.

Кстати, похоронен Святой Хуан в чудесном испанском городе Убеда, который мы всячески рекомендуем посетитить. Подробно об этом городе, включенном в список Всемирного Наследия Юнеско, можно прочитать на замечательном сайте «Едем в Европу».

Именно этот рисунок, показанный Сальвадору Дали отцом Бруно, монахом-кармелитом в 1950-м году и стал отправной точкой для написания картины. Святой Хуан Криста изобразил распятого Иисуса в необычном ракурсе: как будто Бог-Отец смотрит на него сверху и справа — что самым очевидным образом повлияло и на сюжет картины Дали. Вот так один мистик протянул руку другому из 16-го века в 20-ый — и работа закипела.

Как и большинство шедевров Дали, «Христос Святого Иоанна Креста» был написан в Порт-Льигате, где художник, вернувшись из США, обосновался окончательно. Дали работал над полотном почти два года, и результат этого кропотливого труда действительно потрясает.

Интересно, как трудился художник над образом распятого Иисуса. К моменту написания картины Дали, как мы уже сказали, проживал в Испании, однако связи, которые он завёл в Голливуде, все-таки пригодились. По просьбе Дали Джек Уорнер (один из отцов-основателей Уорнер Бразерс) подыскал подходящего для картины натурщика (им оказался каскадер Рассел Сондерс), которого подвесили на балке под нужным Дали углом и сделали фотосессию.

Затем фотографии были отосланы Дали в Испанию, где художник на их основе выполнил ряд графических эскизов, которые и легли в основу окончательного изображения распятого Христа.

Дали в своей картине написал образ испанского поэта-мистика Хуана де ла Круса, который представленный в облике Святого Иоанна. Этот герой истории был поборником свободы человека. Церковь не должна играть роль Бога и его посредника, она лишь должна помогать осуществлять насущные проблемы человечества и помогать словом. В то время это оставалось лишь мечтой, ведь религия стала орудием власти над людьми.

Хуан де ла Круса выдвинул новую теорию развития человечества, связанную с высшей сферой разума не подвластной обычному смертному. Он представлял жизнь как крестный ход во тьме, выйти из неё получится не каждому. Подобно Христу, человек должен ждать, и стремится к воссоединению с Тайной Бытия, позволяющей освободиться от мирского, заполучив мир и спокойствие в душе. Лишь страдание позволит быть на Небе.

Дали долгое время почитал мировоззрение Де ла Круса. Он решил соединить в картине черты того, что ему было близко.

Холст можно рассматривать очень долго и каждый раз найти что-то новое. Ведь художник использовал несколько сюжетных линий, соединяющихся в одну. Рыбачья лодка и море, которые изображены внизу картины, символизируют просветление, понять это можно по светлому небу вдали, призывающее начать путь к лучшей жизни, которая неизвестна и таинственна как космос. Своеобразная черная бездна, где можно узреть Христа, страдающего ради человечества. Он указывает путь просветления. Красноватое небо олицетворяет жертву и страдания, предстоящие в будущем. Темный фон – одиночество, в котором предстоит оказаться каждому.

Картина вызывает двоякое чувство, гнетущее ощущение, что тьма скрыта не только за пределами человека, но и в нем самом. Сопоставляя символический крест людской и крест Бога, художник открывает глубинные тайны философии.