Анализ картины Валентина Серова Площадь святого Марка в Венеции - Валентин Серов
Анализ картины Валентина Серова Площадь святого Марка в Венеции

Анализ картины Валентина Серова Площадь святого Марка в Венеции

В возрасте 22 лет Валентин Серов Серьезно заболел. Получив деньги за очередную картину, он вместе с друзьями решил отправиться в Италию. Теплый климат Италии хорошо повлиял на здоровье великого русского художника. Там же он и написал одну из своих работ – «Площадь святого Марка в Венеции».

Венеция – потрясающий город, который на протяжении многих веков манит к себе художников и поэтов. Площадь святого Марка – это главное место города. Именно здесь происходят самые важные события: проходят встречи, собрания, здесь влюбляются и расстаются пары. Красота местной архитектуры поразила художника.

1880-е годы в жизни Валентина Серова – время творческого взлета и первых успехов молодого мастера, а 1887 год ознаменуется созданием одного из главных шедевров его кисти – знаменитой картины «Девочка с персиками». Ее написанию предшествовало путешествие Серова с Ильей Остроуховым и братьями Юрием и Михаилом Мамонтовыми по Италии весной этого же года. Художника более всех городов покорила тогда Венеция, что ленивым утром, подобно фреске, проступала красочными миражами былых эпох сквозь влажную дымку воздуха, ночью, словно «русалка», убаюкивала пленительными лунными отблесками вечности, застывшими в водах каналов. Именно здесь у Серова, точно околдованного красотой города, завороженного его волшебным обликом, возникнет желание «писать только отрадное». В письме к Ольге Трубниковой, делясь своими впечатлениями, он напишет: «У меня совершенный дурман в голове, но я уверен, что все, что делалось воображением и рукой художника – все, все делалось почти в пьяном настроении, оттого они и хороши эти мастера XVI века Ренессанса. Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть – беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Из окна гостиницы Серов написал два этюда маслом: один с видом набережной Скьявони, другой с видом на площадь Святого Марка. Преображенный рефлексами и отражениями, изображен сквозь завесу влажного воздуха один из самых выразительных архитектурных ансамблей в мире. Безлюдная, словно скованная тишиной Пьяцца, причудливое “кружево” собора Святого Марка и мощная вертикаль колокольни завораживают молчаливой красотой. Подобно некоему волшебству, таинству происходит слияние человека и города. Тонко разработанная серебристо-серая гамма, строго и благородно звучащая в рассеянном свете, обнаруживают природный дар Серова-колориста.

В центре работы Валентина Серова Площадь святого Марка в Венеции расположен собор святого Марка. Валентин Серов использует масляные краски при работе над картиной. Он не прорисовывает все детали, а делает лишь намеки, очертания. Цветовая гамма работы приглушенная. Художник отказался от реалистичного изображения цвета. Выбрав пастельные оттенки, мастер передает рельефность итальянской архитектуры. Но из-за недостатка цвета, художник упускает и не показывает нам всей красоты собора. Он сделал его практически безликим, неинтересным. Нет прорисовки древних мозаик, и рисунков, украшающих фасад собора. Мы не видим потрясающей мраморной облицовки здания, колонн.

Возможно эта работа является лишь эскизом. Вероятно, художник рисовал на пленэре. Он вышел на площадь святого Марка всего на пару часов и сделал зарисовку, чтобы в дальнейшем проработать все мельчайшие детали.

Несмотря на видимую незаконченность и невзрачность работы, некоторые отдельные моменты на картине все же прорисованы. Так, например, художник прописал расположение людей, гуляющих вокруг собора. Это горожане или приезжие туристы, которые также, как и Серов, были пленены красотой здешней архитектуры. Сама площадь практически пуста: лишь кое-где сидят на древней мостовой голуби.