Анализ картины Сальвадора Дали Атомная Леда - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Атомная Леда

Анализ картины Сальвадора Дали Атомная Леда

Сальвадор Дали, маэстро сюрреализма. В своем шедевре «Атомная Леда» художник воплотил красоту классической мифологии и энергию атома. Эта картина — не просто портрет, это симфония символизма, классической красоты и передовой науки своей эпохи.

Творчество Дали появилось на заре атомного века, когда человечество только начинало осознавать значение атомной энергии. Любопытно, что Дали решил изобразить не разрушительную силу атома, а его основополагающий принцип: атомы никогда не соприкасаются. Все предметы на картине — Леда, кресло, лебедь, даже вода — находятся в подвешенном состоянии, не касаясь друг друга, что повторяет природу атомных частиц. Эта подвешенная реальность завораживает зрителя и наталкивает на размышления о фундаментальной природе бытия.

Леда, прекрасная смертная царица из греческой мифологии, известна своим любовным романом с Зевсом, который принял облик лебедя, чтобы соблазнить ее. На картине Дали изобразил ее не как пассивный объект, а как статную фигуру, вызывающую восхищение. Ее рассчитанная поза, заимствованная из скульптурной эстетики эпохи Возрождения, придает ей вневременное очарование, изящно соединяя древний миф с современной наукой.

Близость Зевса-лебедя к Леде несет в себе атмосферу близости без явного контакта. В их неприкосновенности Дали блестяще воплощает и совмещает атомную концепцию и мифологическое повествование, подчеркивая пространство между ними, делая пустоту такой же жизненно важной, как и сами объекты.

При ближайшем рассмотрении обнаруживается тщательный расчет Дали. Холст скрывает матрицу взаимосвязанных ромбов, точно обрамляющих каждый элемент. Это наводит на мысль о вселенной, удерживаемой вместе невидимыми силами, зеркально отражая атомные структуры, где частицы связаны между собой силами, а не прямым контактом.

В картине «Атомическая Леда» Сальвадор Дали мастерски переплетает древнюю легенду с современной наукой, делая осязаемыми нематериальные понятия атомной физики. Это не просто картина, это философский вопрос о природе реальности, взаимоотношениях и устройстве Вселенной. Вглядываясь в безмятежное лицо Леды или плавный изгиб лебедя, помните, что во вселенной Дали все взаимосвязано, но ничто не соприкасается — прекрасный парадокс, который только он смог так элегантно передать.

В мире, где искусство и наука часто расходятся, «Атомная Леда» — свидетельство их вечной взаимосвязи, призывающее нас видеть красоту не только в том, что бросается в глаза, но и в тех тайнах, которые скрываются внутри.

До начала февраля будущего года картина Сальвадора Дали «Атомная Леда» — одна из жемчужин коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе — будет радовать жителей Севильи, благодаря экспозиции, организованной фондами CaixaForum и Gala-Salvador Dali.

Выставка, помимо самой картины «Атомная Леда», содержит большое количество материалов, позволяющих заглянуть на «творческую кухню» Сальвадора Дали и оценить по достоинству огромную, проделанную им на протяжении нескольких лет работу по созданию своего «первого настоящего шедевра».

Бомбы, сброшенные над Хиросимой и Нагасаки в августе 1945 положили конец Второй Мировой Войне и потрясли все человечество. Стало понятно, что мир уже никогда не будет прежним.

Для Дали эти страшные события на юге Японии означали конец сюрреалистического периода в его творчестве и начало нового этапа, который сам Дали называл «атомарным», или «ядерно-мистическим».

По сути, работы Сальвадора Дали «атомарного» периода — эта удивительная попытка объединить в живописи новейшие знания науки (прежде всего, ядерной физики) и испанский религиозный мистицизм.

В 1973 Дали писал: «Эти взрывы потрясли меня на самых глубин моего естества. Отныне любимой моей темой сделался атом. Многие из пейзажей, написанных мной в тот период, отчетливо выражают глубочайшее чувства страха, который я испытал, узнав о взрывах.»

«Атомная Леда», написанная в 1947-49 г. г. — одна из самых ярких работ этого периода. Возвращаясь к хорошо проработанному в искусстве (и одному из своих любимых) греческому мифу о Леде и лебеде, Дали интерпретирует его с позиций своего «ядерно-мистического» метода — именно поэтому ни один из элементов полотна не соприкасается с другим — все объекты парят, будто подвешенные в воздухе или находясь в состоянии невесомости.

Дали, подобно Леонардо, возращался к этой работе на протяжении нескольких лет. Работа над «Атомной Ледой» началась в бытность Дали в США, неподалеку от Монтеррея (Калифорния), в прибрежном поселке, который и пейзажами, и светом, очень напоминал Дали обожаемые им и воспетые многократно в его полотнах Кадакес и мыс Креус.

Да, в Америке, давшей ему деньги и славу, Дали, как ни странно, занимался поисками Родины — и, как мы знаем, все-таки вернулся впоследствии к своим корням.

Еще будучи неоконченным, полотно с 25 ноября 1947 по 3 января 1948 выставлялось в галерее Бину в Нью-Йорке. В предисловии к каталогу выставки Дали писал, что ему исполнилось 44 года и он, наконец, решил создать свой первый шедевр, добавляя, что показывает картину в неоконченном виде, позволяя всем, кому интересна его техника, наблюдать ход работы над полотном.

Интересно, что тогда же готовилась к выходу в свет книга Дали «50 секретов волшебного ремесла», которая, по сути, является справочником, пособием и руководством для всякого живописца, стремящегося к вершинам мастерства.

Экспозиция выставки в Севилье включает более 40 объектов, которые показывают, что Дали, при написании «Атомной Леды» не жалел ни времени, ни сил, пытаясь достичь поставленной цели. Рисунки, наброски, фотографии, чертежи, расчеты — все это помогает представить творческий процесс пошагово и в деталях.

Картина написана в соответствии с «божественной пропорцией» Луки Паччоли, однако, как известно, некоторые расчеты для полотна выполнил известный румынский математик Матила Гика, знакомством с которым Дали гордился. Все ключевые элементы полотна вписаны в пентакль, центром которого выступает пупок супруги художника.

С 1974 «Атомная Леда» занимает почетное место в «Зале Сокровищ» Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе — периодически, впрочем, выбираясь в путешествия. До 3 февраля полотно будет находится в Севилье, после чего отправится на выставку в Сарагосу.

Сегодня картину «Атомная Леда» можно увидеть в Театре-музее Сальвадора Дали в городе Фигерасе. Автора полотна, как это странно не звучит, вдохновило на его написание открытие атома и сброс атомных бомб на японские острова в 1945 году. Ужасающая разрушительная сила атома ничуть не испугала художника. Информация об элементарных частицах, никогда не соприкасающихся друг с другом и, наряду с этим, образующих окружающую реальность и предметы вокруг, стали новым источником творчества мастера и ключевыми сюжетами картин.

Более того, Дали, не терпевший любого рода прикосновения, увидел в принципе строения мира особую символичность лично для себя.

«Атомная Леда» была написана в 1949 году. В основе картины древнегреческий миф о Леде – правительнице Спарты и Зевсе – боге всех богов Олимпа, влюбившегося в царицу и явившегося ей в облике лебедя. После этого царица снесла яйцо, из которого вылупились три ребёнка – Елена Троянская и братья-близнецы Кастор и Поллукс. С Кастором мастер отождествлял своего старшего брата, который умер до его рождения.

Дали сделал огромное количество эскизов и набросков к этой работе, тщательно и с определенным умыслом разместив каждый из предметов. Как уже было отмечено, изображение каждой детали соответствовало открытию «неприкосновенности» внутриатомного строения. Само название картины подчеркивает новую грандиозную информацию об атоме, чья внутренняя структура послужила композицией для изображения – все видимые объекты парят в воздухе и не соприкасаются друг с другом.

Образ спартанской правительницы художник писал со своей жены Галы. Этот факт всё время рьяно обсуждается и вызывает разные предположение и домыслы. Сам Дали заявлял, что соотносит себя с Поллуксом, а свою супругу – с Еленой. Но как видно на картине, Гала воплощает и образ Леды. Учитывая это, многие искусствоведы отмечают, что для Дали жена, старше его на несколько лет, в какой-то мере заменила ему и мать. Считая женитьбу на Гале подарком судьбы, Дали украшает руку Леды обручальным кольцом и возносит её на пьедестал поклонения и восхищения.

Ещё два важных предмета на картине – угольник и книга. Угольник и линейка, в виде тени – неотъемлемые инструменты, применяемые в геометрии. Они же указывают на математический расчет, а в эскизах художника прослеживаются пропорции пентаграммы, называемой «золотым сечением». В этих вычислениях Дали содействовал известный румынский математик – Матила Гика. Книжка, по многим предположениям, является библией и указанием на возврат художника к католической церкви.

Фоном картины являются земля и море, подобно всем частям картины, не соприкасающиеся друг с другом. Сальвадор Дали истолковал этот момент на примере одного из эскизов, пояснив, что именно таким образом он видит проекцию в реальность происхождения «божественного и животного». Скалы по бокам картины – это часть каталонского побережья, где родился и вырос художник. Известно, что, когда Дали работал над полотном, он находился в Калифорнии, таким образом, тоска по родным пейзажам выплескивалась на картинках творца.