Все картины Дали отличаться своей необычной притягательность. Хочется внимательно рассмотреть каждый уголок, чтобы не упустить не одной детали. Так и в его известной и великой Галатее сфер. Глядя на нее, удивляешься: каким образом художнику так мастерски удалось изобразить лицо через совокупность сфер? Совершенству и гармоничности их сливания можно только удивляться. Такой шедевр под силу только настоящему мастеру.
Свою картину Сальвадор Дали написал еще в 1952 году в период ядерно-мистического творчества. В то время художник изучал разнообразные науки и наткнулся на теорию атомов. Эта теория настолько сильно впечатлила Дали, что он начал писать новую картину. Лицо своей жены он изображает из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов образует могущественную перспективу и придает картине трехмерный вид.
Губы Галатеи являются тенью ряда шаров. Глаза будто бы две отдельные маленькие планеты. Очертания носа, овала лица, ушей, волос словно бы разбивают эти сферы на отдельные атомы. Цветовые сочетания и контрасты заставляют их казаться объемными выпуклыми и рельефными. Будто бы Галатея – это прозрачная оболочка, состоящая из цветовых контрастов множества маленьких идеальных сфер.
Галатея, словно маленькая вселенная, состоящая из атомов, окруженная атомами, распадающаяся на сотни маленьких кусков. Работа выполнена преимущественно в сине-голубых тоннах – оттенках космоса, неба, невесомости.
Только отдельные ее элементы отражающие лицо Галы, ее волосы, губы, тело окрашены в естественные цвета. Вся композиция в целом завораживает, заколдовывает зрителя. Она создает впечатление движения кругов. Словно бы Галатея крутиться с помощью каждого отдельного живого атома.
Галатея со сферами (1952) — одна из моих любимых картин Сальвадора Дали так называемого «ядерно-мистического» периода. Безусловный шедевр, который нужно наблюдать вживую, и только вживую, что можно сделать в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе, где эта вещь и находится в постоянной экспозиции.
Ни одна, даже самая качественная, репродукция не в состоянии передать удивительный эффект глубины, объема и перспективы, свойственных оригиналу «Галатеи со сферами».
Да, знаю, меня можно упрекнуть: вышесказанное можно отнести абсолютно ко всем, всяким и всяческим картинам мира — а не только к «Галатее со сферами». Соглашусь: это действительно касается всех шедевров живописи — но в разной степени.
Пропасть между оригиналом и репродукцией картины существует всегда, однако временами эту пропасть можно перепрыгнуть, если «разогнаться», как следует — а иногда и просто перешагнуть, практически ее не заметив. В случае же с картиной «Галатея со сферами» эта «пропасть» широка, как матушка-Волга и попросту непреодолима.
Находящаяся в зале «дворец Ветра» Театра-музея, установленная, по инициативе самого Дали, на мольберте, принадлежавшем когда-то французскому салонному художнику и академику Эрнесту Мейсонье, которого Сальвадор Дали весьма почитал за исключительную технику письма — эта относительно небольшая работа (65 Х 54 см) приковывает внимание с первого взгляда и долго не отпускает.
Напомним: после того, как были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, мир изменился бесповоротно и навсегда. И точно так же, как и все человечество, этими взрывами был потрясен и Сальвадор Дали.
Можно смело утверждать: утром 6 августа 1945 г., когда атомная бомба «Малыш» покинула бомболюк и, после 45 секунд полета, разорвалась над Хиросимой, одним из последствий этого ужасного и небывалого в истории человечества события стало появление на свет «атомарного», или «ядерно-мистического» Сальвадора Дали.
По собственным своим словам и по воспоминаниям близких ему людей, Дали в то время был просто одержим теорией атомного распада. Сама мысль о том, что вся материя состоит из мельчайших частиц, которые даже не соприкасаются между собой, глубоко поразила его и стала основополагающей при написании многих полотен этого периода.
На картине идеализированное (если не сказать — ангельское) лицо Гала складывается воедино из сферических элементов, не соприкасающихся между собой, имеющих ось симметрии и уходящих в мастерски исполненную Дали перспективу.
С полным, на мой взгляд, основанием, «Галатею со сферами» можно отнести к жанру «атомарного пуантилизма», поскольку для целостного восприятия лика Гала требуется определенное расстояние между зрителем и холстом, как и в случае с работами собственно пуантилистов, да, собственно, и любых импрессионистов.
Поэтому, если в спину вам не будет агрессивно дышать жаждущая занять ваше место перед «Галатеей» толпа — нужно обязательнно поэксперементировать с расстоянием, и гарантирую: непременно наступит момент истины! Вы найдете свою идеальную точку обзора, с которой «Галатея» откроется вам в подлинном — и прекрасном — свете!
Интересна также связь названия картины с древнегреческой мифологией. Напомним, Галатея — дочь Нерея и Дорида, олицетворение спокойного моря, отвергнувшая в свое время страстно влюбленного в нее сициллийского циклопа Полифема и превратившая его в прозрачную речку.
Существует посвященная Галатее фреска обожаемого Сальвадором Дали Рафаэля — и фреска эта, думается, сыграла не последную роль в написании Дали своей «Галатеи».
Кроме того, широко известен миф о скульпторе с Кипра Пигмалионе, изваявшем из слоновой кости статую прекрасной Галатеи — и влюбившемся в нее без памяти. Любовные страдания Пигмалиона (по причине тотальной безответности мертвого изваяния) были столь велики, что Афродита, проникшись состраданием к несчастному Пигмалиону, оживила созданную им статую, которая сделалась его женой.
Чем, скажите, не история Сальвадора Дали, который «вымечтал» свою Галатею задолго до ее появления во плоти и крови, который писал ее, еще не разу не видев, который мучился и страдал от ее отсутствия, не зная, если ли она на самом деле — и небо, по словам самого Дали, не могло остаться равнодушным при виде этой любви, подарив ему Галатею-Галу?