Анализ картины Сальвадора Дали Бесконечная загадка - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Бесконечная загадка

Анализ картины Сальвадора Дали Бесконечная загадка

Бесконечная загадка — картина, написанная Сальвадором Дали в 1938-ом, на пике его творческой активности в рамках «параноидально-критического метода» — само созданного и самопровозглашенного Дали в 1935-ом, когда вышло из печати его эссе «Завоевание иррационального». Одним из главных технических приемов параноидально-критической деятельности Сальвадора Дали являлось создание так называемых «двойных образов» — то есть, изображений, которые можно воспринимать, как два совершенно разных образа — стоит лишь взглянуть на картину под несколько иным углом или поменять «настройки восприятия».

Картина «Бесконечная загадка» не случайно носит такое название — здесь количество образов, одновременно являющихся другим изображением или частью его, значительно больше, чем два.

Центральным из этих «образов-перевертышей», безусловно выступает ваза с фруктами, которая в то же время является лицом Федерико Гарсиа Лорки — испанского поэта и даже не друга — «родственной души» Дали, талантливейшего творца, который, в силу стечения трагических обстоятельств, был расстрелян франкистами в самом начале Гражданской войны в Испании.

Сальвадор Дали, в силу определенной черствости души лишенный возможности сострадать людям напрямую, или даже выказывать это сострадание, тем не менее, всегда делал это через творчество (не всегда осознавая это), и тот факт, насколько часто он возвращается к образу Лорки в 1937-38 г.г. очень хорошо показывает, насколько смерть друга-поэта удручала Дали.

Этот же образ — «ваза-лицо» — мы встречаем также в картине Дали «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», или в картине «Три возраста» — вещах, написанных практически в одно и то же время.

Нос губы и подбородок Лорки в то же время являют собой фигуру няньки Дали, сидящей к нам спинной — тоже, кстати, образ, «кочующий» из одной картины Дали в другую. Ножка вазы — переносица, основание ножки — подбородок; груши обращаются в волосы, а предметы, изображенные в глубине полотна на заднем фоне, внезапно обращаются в глаза этого задумчивого, печального лица, ткущегося из воздуха и возникающего из ниоткуда.

На этом, однако, превращения и открытия отнюдь не заканчиваются. Вглядевшись в картину чуть пристальней, мы обнаружим и фигуру мыслителя, подперевшего голову рукой, и лощадь, и лодку, которая в то же время является музыкальным инструментом, и афганскую борзую, тоже путешествующую из холста нга холст…

Да что там — борзую! Поискав как следует, мы обнаружим даже Галу — в точности такую же, какой она предстает нам на картине «Портрет Галы в тюрбане».

Лично для меня это постепенное «разгадывание» картин Сальвадора Дали всегда было интереснейшим занятием — да и туристам на наших экскурсиях «образы-перевертыши» всегда нравятся и вызывают бурю эмоций!

В наши дни картина Дали «Бесконечная загадка» (114,5 Х 146,5; холст, масло) находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. И эта картина, поверьте, достойна того, чтобы застыть перед ней минут эдак на 20, наслаждаясь мастерством художника — проверено не раз на практике! Это тот случай, когда отчетливо понимаешь, насколько любая, даже самая хорошая репродукция, далека от оригинала.

«Бесконечная загадка» не относится к числу наиболее известных полотен Сальвадора Дали. Картина написана в 1938 году, вскоре после смерти Лорки.

В центре картины – лицо. Портрет одновременно напоминает актрису Мэй Уэст. Годом ранее Дали уже работал с ее образом, создав знаменитый портрет-комнату. Вместе с тем портрет похож и на покойного Лорку.

Также на картине присутствует огромная собака. Ее силуэт едва различим, сливаясь с окружающим пейзажем в клубах дыма. Собака, как и голова его приятеля Лорки, является частым спутником Дали на картинах 20-30-х годов.

Несмотря на то, что картина написана в полном соответствии с духом сюрреализма, сам Сальвадор Дали в начале 30-х годов разошелся с прочими сюрреалистами. Причина была в политике – Дали по-своему восхищался Адольфом Гитлером. Впрочем, как говорил сам художник, более всего ему был интересен бред фюрера. Так или иначе, сюрреалисты выдвинули против него обвинение в контрреволюционной деятельности, после чего Дали с ними окончательно порвал. Однако продолжал писать картины.

В «Бесконечной загадке» Дали начал исследовать «параноидальные явления». В статье, которая была написана к первой выставке картины, Дали доказывает, что параноидальное видение неотделимо от человеческого зрения, приводя в качестве примера пещерного человека. Этот человек в любой неровности видел некие галлюцинаторные образы, которые он «модифицировал», создавая или убирая новые неровности.

Несмотря на обширную рекламу, «Бесконечная загадка» была одной из двух картин, которую Дали в тот раз так и не смог продать. Второй картиной была «Загадка Гитлера». Этот факт многих критиков, поскольку сам художник называл эти два полотна «ключом» к пониманию всей экспозиции. Сегодня картина находится в экспозиции мадридского современного искусства.