Художник никогда наяву не видел водопады. Но при этом мог изображать их максимально достоверно и очень просто. Зритель даже не может подумать, что Рейсдал на самом деле не лицезрел эти бурные потоки, текущие с гор.
Мы видим падающую с камня на камень воду. Кажется, что еще мгновение, и мы сможем услышать мощный грохот и ощутить волшебные брызги. Мастерство художника действительно впечатляет. Вода на его картине словно живая.
Представьте себе, что этот удивительно-прекрасный пейзаж создал живописец, который никогда вживую не видел водопадов. Тем не менее, он сумел точно передать бегущий мощный поток воды, внезапно срывающийся со склона скалы и с шумом и грохотом падающий вниз.
Глядя на произведение, будто слышишь, как чистая и прозрачная вода перебегает по камням, и кажется, что вот сейчас тебя обдаст фонтаном прохладных брызг. Талант Якоба Рейсдала восхищает. Настолько реалистично передан этот уголок природы, который художник первоначально создал в своем воображении, а затем перенес на полотно.
Для Рейсдала было главное — донести до зрителя красоту и великолепие горного водопада. Показать природную гармонию шумного и быстрого потока, могучих темных камней и стройных деревьев, что создают единую композицию. Чудесным образом кисть живописца сумела воссоздать на холсте движение. Непрерывно грохочущие воды устремляются вперед к неведомой цели. Мощь воды, которая не знает преград, и сметающая со своего пути любое препятствие. Деревья, склоняющиеся под силой ветра и корнями цепко хватающиеся за землю, дабы не оказаться в бурлящем водовороте.
Скалистые берега не дают водопаду развернуться во всю силу. Возмущенный поток пенится и взрывается на частицы мелких брызг. Используя технику лессировки, Рейсдал передает прозрачность воды, ее торопливый бег и бурлящие волны.
Однако стоит взглянуть на задний план — и перед глазами совсем иная картина. Там полное спокойствие и умиротворение. Над водной гладью неспешно проплывают кучерявые белоснежные облака. Удивительно передан солнечный свет, что пробивается сквозь тучи.
Якобу Рейсдалу образцом для написания пейзажа послужили произведения других живописцев. Зная сей факт, поражает его талант реалистичной передачи всей красоты природы.
На картине Пейзаж с водопадом Рейсдал хотел передать всю мощь низвергающегося водного потока. Композиция здесь развита в ширину. Бурная вода, причудливые камни и девственные деревья становятся одним целым. Характер изображения предопределен движением воды. Движение предопределяет весь характер изображения. Поток с шумом падает со скал и течет вспененный куда-то вдаль. На своем пути он подхватывает деревья, которые упали. Он несет их, ломая и дробя на мелкие куски.
На этом грандиозном творении живописец сосредотачивает на переднем плане всю мощь необузданного движения. Воду ограничивают камни огромного размера. Поток от этого возмущенно бурлит. Стесняют его берега из камня. Справа мы видим, что береза сломалась и упала в воду. Кора притягивает наш взор своей невероятной белизной.
Данный мотив важен во всей композиции этого полотна. Он нужен для того, чтобы максимально усилить и нарочито подчеркнуть изображенное движение. В глубине пейзаж невероятно спокоен. Создается яркий контраст, который придает природе особое звучание.
Берега ограничивают необузданный поток и мешают ему вырваться на свободу. Контрасты света и тени специально смягчены. Дальние планы изображены более спокойно. Во всей картине преобладает настроение идиллии. Фигура пастуха его усиливает.
Полотно действительно грандиозно. Если учесть, что Рейсдал писал водопады лишь с помощью опоры на картины другого художника, который был его лучшим другим, то реализм в передаче этой стихии впечатляет вдвойне.