Анализ картины Рембрандта Изгнание торгующих из храма - Рембрандт Харменс ван Рейн
Анализ картины Рембрандта Изгнание торгующих из храма

Анализ картины Рембрандта Изгнание торгующих из храма

Рембрандт ван Рейн родился и продолжительное время жил в Лейдене. Там он учился в университете. Не закончив обучение, Рембрандт отправляется в Амстердам обучаться азам живописи. Ходил в учениках у Питера Ластмана.

Ранней работой художника, которая заслуживает внимание, считается картина «Изгнание торгующих из храма», которую Рембрандт написал в свои 20 лет (1626 год). Полотно отличается наличием холодных тонов среди пестрой красочной гаммы. Длительное время полотно считали ненастоящим, подделкой, так как дата и подпись художника были сделаны позже при помощи старого лака. После исследований, которые провели, подпись признали авторской.

Исследования показали, что во время работы Рембрандт менял несколько деталей – прорисовывал руки персонажей, которые находятся на первом плане, и видно было, что изначально планировал изобразить по-другому, шапочка менялы имела другой цвет, который находится в центре изначально был малиновым, затем перекрыт черным цветом по плохо высохшему слою. Цвет шапочки менялы, а также и другие места показывают нам, то художник часто не дожидался пока высохнет предыдущий слой.

Сюжет картины нам повествует о том, как Христос в гневе выгоняет торговцев и менял из храма. Они пытаются спастись бегством, прихватив свои деньги. Художник тщательно пытался передать все эмоции, подчеркнув их выражение на лицах менял. Позднее Рембрандт повторил свою картину в офорте, который создал в 1635 году.

Подпись и дата долгое время считались фальшивыми, сделанными позднее с помощью старого лака. Однако, лабораторное исследование, проведенное в 1970 году (Виктурина, Дуб, Егорова 1975), установило, что буквы и цифры были вдавлены в начинающий высыхать красочный слой; в углубления затек лак, впоследствии потемневший, под которым наблюдаются следы черной краски. Подпись признана авторской.

Вопрос о подлинности подписи долгое время был связан со спорами о принадлежности картины кисти Рембрандта. В собрании Жиро она считалась работой школы Рембрандта, в 1915 году была опубликована В. Щавинским как произведение мастера «из группы Рембрандта» — Ливенса или Портера. Баух в 1924 году приписал картину самому Рембрандту. При реставрации, проведенной в 1930–1931 годах в Гааге реставратором Схюрингом, была обнаружена подпись и дата, удалены позднейшие надставки доски (ранее размер ее был 53,2*40,8).

Отрицание подлинности подписи и даты при лабораторных исследованиях в 1954 году в Центральных реставрационных мастерских привело И. Э. Грабаря к оценке картины как подделки. Точка зрения Грабаря не получила поддержки, но аутентичность подписи и даты не была признана и при их обследовании в 1962 году — способ их нанесения еще не был разгадан и была выдвинута версия о подделке их во время пребывания картины за рубежом. Сомнение в авторстве Рембрандта высказывали многие исследователи, но открытия последних десятилетий позволили определить место картины в кругу произведений юношеской поры великого мастера.

Изгнание торгующих из храма. Фрагмент.Как показали проведенные в 1970 году исследования физическими методами, художник в ходе работы менял некоторые детали, хотя не всегда ясно, каков был первоначальный замысел — это касается, например, положения рук персонажей на первом плане; изменял он и цвет — так, шапочка менялы в центре, первоначально малиновая, перекрыта черным цветом по недостаточно просохшему слою. Это не единственное место в картине, которое доказывает, что мастер для дальнейшей работы над тем или иным участком живописи не дожидался высыхания предыдущего слоя. Применял он и прослеживающийся на других его ранних работах прием процарапывания (или выдавливания) штрихов по сырому или полусырому слою. Как эти приемы, так и смелость и выразительность подмалевка наряду с аналогиями свидетельствуют в пользу авторства Рембрандта.

В издающемся в Голландии фундаментальном исследовании живописи Рембрандта «Изгнание торгующих из храма» признано хорошо сохранившимся характерным по исполнению произведением художника, хотя и единственной полуфигурной сложно построенной композицией. Не совсем обычен также цвет — довольно светлый, с голубыми и лиловыми оттенками (по мнению искусствоведов — маньеристический). В композиции художник использовал образец Дюрера — фигуру Христа из гравюры в серии Малых страстей; Баух ссылается на гравюру Филипа Галле по рисунку Яна ван дер Страта. Жест Христа близок к жесту Валаама на картине из Музея Коньяк Же, Париж, восходящей к ластмановскому прототипу. Фигура Христа из картины была повторена самим художником в офорте, созданном в 1635 году.

Картина «Изгнание торгующих из храма» написана маслом на паркетированной доске. Размер доски – 43х32 см.