Анализ картины Поля Гогена Таитянская пастораль - Поль Гоген
Анализ картины Поля Гогена Таитянская пастораль

Анализ картины Поля Гогена Таитянская пастораль

В то время как картинам импрессионистов присуще определенное стилистическое единство, творчество Поля Гогена, третьего из крупнейших мастеров постимпрессионистического периода, совершенно не похоже на творчество Сезанна или Ван Гога. Гоген решил стать живописцем лишь в 40 лет, и был самоучкой. Начинал Гоген, отталкиваясь от импрессионизма и стремясь к обобщению цвета и формы.

Лучшие свои произведения он создал на островах Тихого океана, где почти безвыездно провел последние годы жизни. В нетронутом первобытном рае экзотичных островов, красотах Таити и Маркизских островов он искал прибежища от угнетавшей его буржуазной цивилизации. Гоген решил окружить свое искусство ореолом тайны, скрытой символикой. Туземцы представлялись художнику прекрасными, гармоничными существами, живущими единой жизнью с окружающей природой.

Воспевание «тихоокеанского рая» составляет содержание творчества Гогена.

Большую часть его работ решена в виде декоративного панно, построенного на сочетании длинных арабесок и больших плоскостей цвета, разбивающего пейзаж на части. Гоген не стремится к моделированию форм, предпочитая четкие, резко выделенные плоскости. С помощью ярких красок Гоген воспроизводит почти реальное чувство зноя.

Гоген изображал таитянок на фоне тропической природы. Натуралистически выписанные фигуры женщин, их грубоватые лица привлекают своеобразной, «дикой» красотой. Монументальность образов, нарочитая статичность, игра больших световых пятен, символизирует единство человека с природой в нетронутой цивилизацией мире.

Самыми прекрасными произведениями искусства у Гогена являются темы, связанные с тропическим островом, который стал вдохновением для художника. В своей картине «Таитянская пастораль» Гоген желает получить единство в форме и в палитрах. Картина выполнена в теплых цветовых гаммах, которые с точностью передают настроение и обстановку в этом экзотическом острове. Присутствующие на картине животные скрывают смысл и являются олицетворением знаков. Лица на картине представлены в грубой форме и показывают мужество и силу, непохожесть на других. А яркие и сочные краски помогают перенестись в жаркий остров, который живет своей жизнью.

На картине изображена статная фигура таитянки, которая прислушивается к речам возможно своего возлюбленного, изображенного, сидящим на коне. А находящиеся на полотне животные, создают ощущение единства с природой и гармонию с людьми. Смотря на картину, мысленно погружаешься в знойный остров, где печет солнце, а жители занимаются своими делами. Известно, что художник Поль Гоген сам посещал этот остров и не раз, вдохновлялся его красотой и именно эти мотивы легли в основу его известных произведений.

Картина особенна и интересна тем, что художник Гоген отказывается использовать свет и тени в этой работе, передавая образы посредством яркой и знойной палитры. Воплощение таитянской жизни и передача этих теплых ощущений – задача Гогена, который однозначно с этим справился. Зритель получает возможность насладиться этим шедевром и стать неотъемлемой частью таитянской жизни.

В Эрмитаже хранится картина, которой художник дает идиллическое, хотя и несколько манерное название «Таитянские пасторали».

Здесь, как и в других своих зрелых произведениях, Гоген совершенно отказывается от передачи освещения; цвет у него становится локальным и неподвижным. Одновременно он стремится к лаконичному упрощению формы и сокращению перспективной глубины. Картина приобретает плоскостный, декоративный характер.

Гоген последовательнее и настойчивее других художников идет к цветовому синтезу. В его полотнах многообразные тональные оттенки превращаются в устойчивые, контрастирующие цветовые сочетания. Так, в «Таитянских пасторалях» воды реки, в которой отражается закатное небо, переданы сочетанием багровых, кроваво-красных и лиловых пятен.

Таким же пятном чистого желтого цвета становится прибрежная песчаная полоса, а поросший травою противоположный берег реки дан художником в виде нерасчлененной изумрудно-зеленой плоскости.

Предельно насыщенный, одновременно празднично-яркий и напряженный колорит, придавая полотну сходство с восточным ковром, привносит в изображение дух пряной экзотики, усиливает отличие изображаемого мира от тоскливой повседневности «цивилизованной» жизни. Гоген хочет создать идиллию: это проявляется в свободной и простой композиции, в медленном, словно ленивом, ритме человеческих тел и растений.

Художник пытается дать картину идеально прекрасного мира, хотя в «Таитянских пасторалях» есть определенный оттенок литературности, даже искусственности. И в то же время в фигурах таитянок, одетых в короткие белые одежды, в деталях переднего плана — сосуде, напоминающем древние амфоры, в лежащей рядом поджарой собаке — неожиданно ощущаются черты, родственные классически простому и спокойному духу античности. В искусстве Гогена — один из истоков стиля модерн, расцветшего на рубеже XIX — XX веков.

Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Экзотический мир Океании стал для Поля Гогена символом естественной гармонии жизни, воплощенной мечтой о первозданном рае. Здесь он провел свои последние годы и создал знаменитый цикл ярких таитянских картин. Ко дню рождения художника вспоминаем особенности работ этого периода и наиболее характерные произведения.

Поль Гоген провел в Океании, на островах Французской Полинезии, больше десяти последних лет своей жизни, лишь однажды ненадолго вернувшись в Париж. Таити и Маркизские острова манили его экзотическими красками, дешевизной и идиллией естественной «первобытной» жизни. Именно здесь, среди буйства непривычных европейцу красок, Гоген создает самые значимые свои картины, наполнив их вневременными образами и символами. Признание придет к художнику лишь после его смерти.

Яркие краски окружающей природы, буйная растительность, непривычные для европейца типажи, исполненные таинственности обряды и верования, даже простой быт островитян необыкновенно вдохновляли Гогена. Такова красочная бытовая сценка на картине «Женщина, держащая плод».

На заднем плане видны крытые соломой традиционные хижины, на переднем — молодая таитянка держит в руках крупный плод манго, вероятно, только что сорванный с дерева. Она напоминает первозданную Еву и воплощает мечты художника о потерянном рае, в котором человек получает все необходимое от природы, лишь протянув руку и сорвав сочный плод. Лейтмотивом сцены становится идея вечного ритма жизни, гармонии человека и природы. Чистые краски и декоративные цветовые пятна, нанесенные крупными мазками, подчеркивают экзотику обстановки и колорит тропических пейзажей.

В Океании Гоген объединяет в живописи черты наивного и архаического искусства. В этом ему помогают мифологические образы античности, местные предания и верования.

У древних египтян художник берет неестественные позы: разные части тела одного человека чередуют рисунок в фас и профиль. На картине «Ее звали Вайраумати» напряженная поза Вайраумати, героини древнего маорийского мифа, соответствует канонам древнеегипетских барельефов, фотографии которых Гоген привез с собой. Он полагал, что именно в неразрывно связанных с природой древних традициях можно обнаружить основные законы бытия.

Родом из античности и красочная линейность картин Гогена, так называемый клуазонизм: художник словно отделяет цветовые плоскости друг от друга четко очерченными контурами. Гоген переносит на холст яркие краски экзотического для европейцев мира, почти не используя полутонов и уходя за границы реальности.