“Осенняя пастораль” – одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Вторая картина называется “Летняя пастораль”. Сюжеты обеих “пасторалей” были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара.
В данном случае на картине представлена умилительная сцена – юноша-пастух кормит виноградом Лизетту, главную героиню пантомимы. Этот сюжет настолько полюбился Буше, что он написал еще как минимум две картины на него, а пастух и Лизетта со временем превратились в фарфоровые статуэтки. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток.
Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику. Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями “мастеров фарфоровых дел” не только во Франции, но и во всей Европе. Правда, о том, что “сочинил” пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро.
Франсуа Буше прославился не только как талантливый художник, идеально соответствующий духу своего времени, но и как декоратор и автор гравюр. Иллюстрировал многие книги. Чаще всего обращался к мифологическим сюжетам, но рисовал их в пасторальном ключе, отчасти декоративными, проявляя редкую изобретательность. Кроме того, отдавал дань жанровым сценкам, писал портреты на заказ. Ярчайший представитель рококо, художник стремился, чтобы все его произведения идеально вписывались в интерьер и служили дополнительным украшением помещений. Его основным заказчиком была маркиза де Помпадур.
Картина «Пастораль» – типичный образец творчества Буше. Яркие, как будто лаковые краски составляют основу живописного произведения. Художник пользуются всеми без исключения цветами спектра, но общий подтон картины – золотисто-розовый, создающий ощущение тепла и легкого флирта. Понятие «пастораль», происходящее от слова «пастушеский», зиждется на воспевании сельской местности, идеализированного бытия, бесконфликтного сосуществования на фоне природы.
Буше практически все свои пасторали наполнял открытым флиртом и отчасти даже эротикой. На полотне изображена влюбленная пара – симпатичная девушка в пышной желтой юбке и бледно-розовой блузе с большим декольте, и ее возлюбленный, одетый в бежевые штаны и ярко-алый жилет. Оба персонажа босы; в волосы девушки вплетены цветы, розы валяются и у ног любовников. Справа к девушке прильнула кудрявая овечка, место действия обрамляют живописные ветви деревьев. Светло-серое, серебристое небо служит нейтральным тоном для смущенного, раскрасневшегося лица героини. Сегодня подобный сюжет и степень серьезности его исполнения могут служить предметом для удивления; во времена же Буше пикантная искусственность ситуации была самым привычным и типичным сценарием для картины.
Жизнь Франсуа Буше была отмечена взлётом, бешеной популярностью и…падением. Модный художник был предан забвению, как только капризная публика устала от его красочных и прихотливых картин.
Живописец много работал в жанре пейзажа, при этом ему были интересны как городские мотивы, так и деревенские декорации. Его идиллические картины вскоре сменятся страстными романтическими полотнами, задвинув Буше на задний план, однако, картину «Летняя пастораль» он написал ещё тогда, когда слава его гремела, и череда заказов буквально выматывала модного художника.
Ландшафтный пейзаж Буше написал после одной своей загородной поездки. И правдивости искать здесь не стоит. Живописец по приезду делал набросок, а после уже детально работал в мастерской. При этом Буше вполне мог добавить в пейзаж мостик, речку, мельницу или любую другую деталь, если он считал, что это сделает картину выразительнее, ну или, если его об этом просили заказчики.
Перед нами летняя картина, где можно различить черты сразу двух жанров — пейзаж и жанровая сцена. Героями сюжета стали трое отдыхающих. Сложно сказать к какому социальному сословию их можно отнести. С одной стороны на девушках красивые пышные платья, но они словно простолюдинки оголяют ноги и выглядят достаточно свободно и развязно. Юноша напоминает пастушка. В руках у него шотландская волынка, одежда очень простая, а лицо женственное.
Можно предположить, что две благородные дамы вдали от чопорного города, вышли прогуляться в деревенской глуши, собирая цветы и плетя венки. Гуляя, они услыхали мелодичную музыку пастуха и сочли его общество приемлемым — теперь они мило беседуют, а одна из девушек даже весьма смело прислонилась к герою. Некоторые склонны видеть в картине отзвуки произведения драматурга Шарля Фавара.
Природные декорации изобилуют деталями. Даже сложно представить, как удалось автору гармонично всё соединить воедино. Здесь и животные (овцы, бык), и какие-то деревянные конструкции, и богатая растительность, и обилие цветов, и озеро, и сложные фактурные складки платьев. Некоторая разгрузка приходится на небо — пустая гладь с облаками уравновешивает обилие элементов в нижней части работы.
Как и все картины Буше, пейзаж наполнен красками, яркими акцентами, придающими произведению пестроту и насыщенность. Взгляд зрителя по заданной художником траектории переходит с яркой красной юбки девушки на корсет второй героини, затем на их высветленные лица, на скромного юношу, а после — на небесную гладь над головами действующих лиц. И кажется, что слышно как поют птицы, как дышит зноем воздух, а с озера доносится спасительная прохлада.