Широко известная работа Поля Гогена «Сбор плодов», написанная художником на закате жизни, тогда, когда он жил на острове Таити. Многие исследователи творчества великого постимпрессиониста по-разному трактуют это его произведение.
Основная версия трактовки идеи картины «Сбор плодов» состоит в том, что художник символически изобразил два начала: духовное, небесное и материальное, земное. Полотно визуально делится на две половины: левая, там где художник изобразил женщин с разнообразными цветами и плодами, символизирует небеса, рай. Правая часть картины, где мы видим всадника верхом на коне, собаку со щенками, человека, срывающего плоды с дерева, рассказывает о человеческом грехопадении и жизни людей на материальной земле.
Колорит картины «Сбор плодов» характерен для работ Поля Гогена: он использует яркие оттенки, создавая ощущение погожего солнечного дня, при этом не изображая ни солнца, ни неба. Кроме того, несмотря на довольно схематичное отображение персонажей картины и черт их лиц, художник дает четкое понятие о характерах и создаваемых впечатлениях.
Левая часть картины Гогена «Сбор плодов» оставляет ощущение умиротворения и спокойной радости, в то же время правая несколько тревожит и беспокоит, заставляя размышлять о конечности бытия и неизбежности смерти.
Картины Поля Гогена всегда наполнены особым смыслом и эмоциями. Значение имеет каждая даже самая мельчайшая деталь. Уверенность линий, особые цвета, экспрессивная манера написания ставят его работы в один ряд с картинами величайших художников всех времен.
Картина является программным произведением Поля Гогена (1848-1903). Она примыкает к его самому сложному философскому творению «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Этими вопросами задавался художник в последние годы жизни. Здесь он воплотил символическое изображение судьбы человечества. На горящей золотом левой части холста изображены женские фигуры с цветами и плодами в руках, символизирующие рай до грехопадения. В правой части спящая собака со щенками олицетворяет начало жизни, позади темный всадник — символ смерти. Дерево с обвивающей ствол змеей напоминает об искушении и райском древе познания добра и зла.
Материалами для создания произведения Поля Гогена «Сбор плодов» послужили холст и масло, размеры полотна составляют 128 на 190 см. Французский живописец Гоген написал это полотно практически в самом конце своей жизни, во время своего пребывания на острове Таити.
Смысл произведения может трактоваться по-разному. Одна из распространенных версий трактовки его смысла заключается в том, что композиция символизирует рай до грехопадения и после. Как видно при первом же взгляде на картину, можно разделить ее на две части. В левой части находятся женщины на золотом фоне, несущие в руках разные плоды и цветы, символизируя плодородность, изобилие и благополучие. Конечно, эта часть картины олицетворяет рай.
Что характерно для многих полотен Гогена, в частности, и для «Сбора плодов», им используются яркие, чистые краски, что позволяет создать ощущение солнечного света, даже не изображая солнца и неба. Также Гоген любит упрощенные, стилизованные образы. Не прорисовывая тщательно черт лица, он вполне справляется с задачей создания яркого впечатления о героях.
В правой части картины находятся обнаженный человек на коне и собака с потомством, а также персонаж, срывающий с дерева плод. Эта часть символизирует землю, полную искушений, человеческое грехопадение и рай после него. На этой половине полотна мы видим рождение и смерть на примере собаки в правом нижнем углу.
Если, глядя на левую часть произведения, зритель испытывает благостное чувство счастья и вечного удовольствия, то, взглянув на правую, он осознает кое-что еще. А именно: ничто в этом мире не вечно, мы рождаемся и умираем, смерть неизбежна.
Полотна Гогена хочется рассматривать, разглядывать в мельчайших подробностях. Яркие краски, уверенные, толстые контурные линии, экспрессивность – в этом весь Гоген. Если бы картины имели громкость, то его произведения можно сравнить с криком Гойя Франциско.