«Тема Востока получила наиболее яркое выражение в творчестве Павла Кузнецова. В картине «В степи за работой» художник создает гармоничный образ, где человек и природа составляют единое целое. Женские фигуры склоняются к центру, образуя подобие арки, которая вторит форме стога.
Художник относился к числу новаторов в искусстве. Его творчество достигло наивысшего подъема в 10-е годы ХХ столетия, когда появились образцовые в своей безупречности степная и бухарская серии, к которым относится полотно «За работой». Лучшие холсты «киргизской сюиты» отличаются истинной грандиозностью, живописностью, основательным пониманием духа Востока и его медлительной степенной размеренности. Этим они выходят на философский уровень.
На переднем плане живописец изобразил киргизских женщин, занятых повседневной рутинной работой – стрижкой овец. Они недвижимы, словно окаменели, и величавы, как древние степные богини, гармоничны с бескрайней землей и безграничным небом. Техника письма художника канонична, он соблюдает своего рода постоянные правила. В том, как построена картина, сконструировано изображение на ней, как трактуются человеческие типы, видны отголоски древнерусских традиций.
На картине Павла Кузнецова В степи за работой. Стрижка овец ощущается рука тонкого колориста, обожающего комбинации трепетных оттенков, полутонов. В то же время картина походит на фреску: она демонстративно плоскостная, как будто задумана для соединения с архитектурой. В ней заметен подлинный стиль Кузнецова – содружество сокровенного лиризма и основательности, эпичности. Художник создает мир непосредственных людей, настоящей жизни.
Он воспевает уклад жизни киргизов, их исключительно выразительные, колоритные и пластичные костюмы, несмотря на всю яркость цвета. Он прославляет чистоту и прозрачность воздуха с его маревом, величественные степных кораблей – верблюдов, гурты лошадей, от которых получают кумыс, отары баранов, стрижкой которых занимаются хозяйки, узорные ковры кошар, наивный, доверчивый, радушный народ, ведущий натуральное хозяйство. Все это дало ему множество новых впечатлений и материал для размышлений и осмысления.
Кузнецов в своей картине играет с пространством посредством декоративности. Голубизна фона подчеркивает сумеречное время, отсветы в тон на кошарах напоминают период «Голубой розы».
Стрижка овец приобретает ритуальный, почти священный характер. Спокойный, размеренный ритм, уравновешенность вертикалей и горизонталей лежат в основе гармонии, которой проникнуто полотно.
В поздние годы Кузнецов говорил: «Все мое творчество всегда имело целью порадовать зрителя и раскрыть перед ним ту красоту, которая окружает нас в природе и в людях, красоту жизни». Ради такой красоты художник совершенствовал композицию, добивался необычайной изысканности мазка, искал благородное созвучие красок».