Анализ картины Павла Федотова Разборчивая невеста - Павел Федотов
Анализ картины Павла Федотова Разборчивая невеста

Анализ картины Павла Федотова Разборчивая невеста

Павел Андреевич Федотов написал холст «Разборчивая невеста» в 1847 году. Полотно рассказывает зрителю целый сюжет. Этому способствует нарочито чопорная обстановка комнаты, неестественно эмоциональные выражена лиц действующих герой и некоторая комичность их позиций.

В центре картины Павла Федотова Разборчивая невеста элегантно восседает дама средних лет, на ее лице изображена учтивая снисходительность и обманчивое сомнение. Фигура ее слегка повернута к собеседнику, который держит ее за руку. Это положение свидетельствует о крайней заинтересованности женщины в кавалере, который приник к ней в коленопреклоненной позе. Ее руки добивает немолодой горбун, который с мольбой впивается в ее лицо. Он пытается понять, возможно ли, что такая прекрасная дама согласится связать с ним свою судьбу.

Хотя он и шикарно одет – дорогой, отлично скроенный жакет скрывает его массивный горб на спине – он все-таки понимает, насколько невелики его шансы на успешное разрешение дела. Но как он ошибается. За процессом наблюдают родители женщины, они с явным нетерпением и надеждой бросают на нее взгляды. Кажется, эта невеста принимает уже не первого претендента на свою руку и выбора у нее уже не осталось. Она просто растягивает время перед тем, как согласиться вверить свою судьбу этого уродливому старику, который в порыве чувств даже выронил на пол свой блестящий цилиндр и перчатки.

Сюжетной основой для картины «Разборчивая невеста» послужило последнее четверостишие одноименной басни И.А. Крылова. Отвергшая многих женихов в молодости, «Красавица, пока совсем не отцвела, /За первого, кто к ней присватался, пошла: / И рада, рада уж была, / Что вышла за калеку». Главные герои будто бы сошли со страницы великого баснописца. Преклонивший колено жених обладает весьма заметным горбом и залысиной. Это не смущает его избранницу, со снисходительной улыбкой она выслушивает пылкие речи. Сцена выглядит весьма наигранной и усиливается фигурами подслушивающих родителей невесты. Претендующий на шикарность интерьер напоминает шкатулку для драгоценностей. И в этой «шкатулке» берегла себя героиня картины. Жизнь протекала в бесполезных занятиях вроде пасьянсов и мечтах о суженом. На это намекают повторения популярных в ту пору картин А. В. Тыранова «Девушка с тамбурином» и Ф. А. Моллера «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом», развешанные на стенах комнаты.

Но время неумолимо, и художник тонко подчеркивает это деталями во внешнем облике невесты. Уложенные на косой пробор волосы с аккуратными завитками у висков напоминают о моде давно прошедших 1830-х годов. А часы на цепочке у пояса имеют слишком крупный циферблат, свидетельствуя о слабом зрении героини.

Нынешний претендент на брак не так хорош, как те, что были отвергнуты ей в молодости. Но некрасивость жениха компенсирует его видимое благополучие. Явившись в модном костюме, цилиндре и лакированных сапожках, он демонстрирует собственный достаток, который позволяет ему не состоять на службе. Будь он служащим в любом чине, пришлось бы наносить визит в мундирном платье.

Романтическая тема и общий колорит произведения являются аллюзией на салонное искусство, почитаемое многими современниками художника. В первую очередь на работы К. П. Брюллова и его последователей. Но в отличие от салонных художников, Федотова больше интересуют реальные жизненные ситуации. Его герои – обычные люди, они не вызывают восхищения и желания любоваться; глядя на картину, зритель улыбается и сочувствует. Художник, высмеивая человеческие слабости и глупости, не осуждает их. Демонстрируя несоответствие персонажей общепринятому представлению о романтических героях, художник не отнимает у них право на счастливое совместное будущее.

Женщина и сама осознает необходимость согласия. Ее лицо имеет аловатый цвет. Это выдает обилие косметики, которую она наложила на лицо перед приемом жениха. Пудра и густые румяна на щеках призваны скрыть возрастные изменения на лице невесты и отвлечь внимание от сухой, стареющей кожи.

Автор полотна изящно подчеркнул сходство будущих супругов. Насколько жених отвратителен внешне, настолько и его спесивая, эгоистичная супруга черна внутри. Кажется, что вместе они образуют идеальный союз.