Картина Павла Федотова Вдовушка - Павел Федотов
Картина Павла Федотова Вдовушка

Картина Павла Федотова Вдовушка

Написанная Федотовым картина «Вдовушка» имеет очень интересную историю написания, отличный от других работ мастера сюжет и целых 4 дошедших до нас варианта!

Идея для написания картины попала в голову мастера в Москве, когда терзался из-за судьбы своей несчастной сестры Любиньки. Дело в том, что девушка, которая при жизни мужа совершенно не была счастлива, а, пережив его кончину, осталась беременной наедине со всеми долгами и нищетой.

Не ставив цели создания сложных и нагруженных композиций, во всех подробностях дающих понятие о всех свалившихся на хрупкие плечи девушки бедствиях, а желая выразить именно всю горесть и печаль, которые видны в позе и лице несчастной Любы. Все, что уже случилось и только ожидало девушку, можно угадать лишь по полунамекам.

В едва освещенной комнате, задумавшись и глядя в пол печальными заплаканными глазами, в застенчивой позе стоит молодая девушка, хотя, скорее даже женщина. На ней надето черное траурное платье, через которое мы отлично видим, что она находится в положении.

Федотов – уникальный художник бытового жанра, умевший превращать обыденность и повседневность в искрящуюся комедию и поэтическую драгоценность. В его шедеврах причудливо переплетались многие тенденции первой половины XIX века. В произведениях проявилось чуть ироничное любование простой жизнью обычных людей, свойственное направлению, называемому бидермейер. Это соединялось с приметами романтизма: напряженной и самостоятельной жизнью цвета и программным обращением к тончайшей живописи голландцев XVII века и других «старых мастеров».

«Вдовушка» была любимым образом Федотова, нежным идеалом, воплощением кроткой невинной женственности. Ее изящную головку, шею и плечи он писал с древнегреческой статуи IV века до нашей эры. Точнее – с гипсового слепка, до сих пор хранящегося в Петербургской Академии художеств.

Охваченная печалью и усталостью, юная женщина облокотилась о комод, где в золоченой раме стоит портрет ее безвременно скончавшегося мужа – кудрявого красавца-гусара. Небольшая, но уютная комнатка отделана старательно и мило, «как игрушечка». И сама вдовушка кажется живой игрушечкой из «Городка в табакерке» А. Одоевского. Но вещи сдвинуты с мест, сложены в корзины, на пол, на опустевшую супружескую кровать. Юной вдовушке приходится съезжать с уютной квартиры: смерть мужа и ожидаемое рождение младенца оставили ее без средств.

Федотов написал «Вдовушку» совсем незадолго до своей ранней смерти. Художник так и не решился завести семью. Успешный, но вовсе не богатый, обремененный заботой об отце и незамужней сестре, он опасался ввергнуть свою избранницу в бедность.

В другом варианте «Вдовушки», с зеленой комнатой (около 1850), более напряженном и драматичном, вместо портрета скончавшегося златокудрого красавца, на комоде – автопортрет Федотова. Художник, никогда не имевший семьи, прощается с мечтой о супружеской жизни, со своей никогда не существовавшей вдовой. А тонкая, воздушная, светящаяся живопись «Вдовушки с лиловыми обоями», драгоценные отсветы на каждом предмете, превращают картину в пленительную меланхоличную поэму.

Но что в картине дает нам понять, что случилось и что ожидает вдовушку? Множество неприметных на первый взгляд деталей. Портрет покойного мужа – офицера в мундире, мы видим рядом с иконой на комоде. Забытая с ночи свеча освещает неярким светом корзинку, в которую собраны все вещи бедной девушки. На многих других предметах мебели, как и на двери, видны отметки из сургуча, что дает нам понять, что они ей уже не принадлежат. Чем больше мы вглядываемся в составленное на пол серебро, опечатанные предметы и лицо женщины, тем больше мы чувствуем всю бедственность положения: умерев, муж оставил жене множественные долги, оплатить которые у девушки не было возможности. И вот, она покидает эту небольшую, но уютную квартирку, теряя большую часть имущества. И в этом пугающем холодном будущем ей необходимо позаботиться о ребенке, который вот-вот родится…

Федотов долго искал девушку с лицом, выражавшим глубокую скорбь и горе, но по его мнению так и не нашел то, что искал. И хотя его многократно поздравляли с великолепной картиной, он никогда не был ей полностью доволен. Тем не менее, благодаря постоянному поиску того идеала художником мы получили целых четыре картины, каждая из которых завораживает и заставляет всем сердцем сочувствовать девушке на ней.