Анализ картины Павла Федотова Свежий кавалер - Павел Федотов
Анализ картины Павла Федотова Свежий кавалер

Анализ картины Павла Федотова Свежий кавалер

Картина была написана в 1846 году. Это полотно П. А. Федотова «Свежий кавалер» передает зрителю эпизод из жизни чиновника. Чиновник получил свою первую награду – орден – и представляется нам как главный герой картины. Его гордость и надменность притягивает взгляд.

Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. Ведь полученный чиновником орден – это самая низкая награда, которую мог получить чиновник тех времен. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе. Он мечтает о другой жизни.

Обстановка в комнате героя небогатая и объясняет реакцию героя на столь невысокую награду.

Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате. На халат одета награда. Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой. Скорее всего, ему больше некому показать свою награду. Взгляд служанки снисходительный. Она не перестала выполнять свои ежедневные дела, и стоит рядом с кавалером, держа в руках сапог.

«Свежий кавалер». Событие, изображенное в картине, происходит на утро после пирушки по случаю получения чиновником ордена Св. Станислава. В центре комнаты виновник торжества – он застыл в подчеркнуто величественной, героической позе. Иронизируя, художник уподобляет его римскому патрицию, который позирует, как в тоге, завернувшись в рваный халат. Чиновник высокомерно взирает на свою кухарку, требуя преклонения перед собственной персоной. Кухарка же смеется над ним, поднося к его лицу подошвы прохудившихся сапог. Ее уже не скрываемая беременность, говорит о плачевном положении нравов в этом доме. Автор комментирует картину: «Где завелась дурная связь, там и в великий праздник – грязь».
Изображенный предметный мир усиливает печальное впечатление от происходящего. Многочисленные детали, которыми буквально переполнено пространство мрачного жилища, говорят не только о его убожестве, но и выявляет внутреннюю пустоту и никчемность его обитателей.
Подобная трактовка образов была совершенно новой для русского искусства того времени. Уже современники Федотова осознавали, что замысел его картин значительно шире, чем описание житейских сцен или критика нравов обывателей. В центре внимания оказываются глубокие внутренние противоречия, связанные с жизнью человека и общества.

 

Комната героя небольшая, многие вещи навалены друг на друга. На обеденном столе, который, скорее всего и рабочий, лежит нарезанная на газете колбаса. Под столом валяются рыбьи кости. В каждом углу комнаты беспорядок, вещи навалены друг на друга. Мундир висит на двух стульях, везде валяются какие-то вещи. На одном из стульев кошка рвет обивку.

Папильотки героя и щипцы для завивки волос, которые лежат здесь же, на столе, говорят о желании героя быть модным и ухоженным.

Но все вещи героя, за ними нет должного ухода. Образ героя и его желание быть выше по рангу, чем он есть, выглядит смешным и нелепым. Даже кошка на стуле худая и неухоженная.

Картина «Свежий кавалер» дает информацию о жизни и традициях 1 половины 19 века. В ней есть ирония и человеческие эмоции.