Анализ картины Павла Федотова Игроки - Павел Федотов
Анализ картины Павла Федотова Игроки

Анализ картины Павла Федотова Игроки

Живопись Павла Федотова очень своеобразна. Так, в картине «Игроки» Павла Федотова автор пытается изобразить то, что происходит, взглядом героя, который проиграл, а его партнеры для него стали ужасными фантомами.

Игроки провели целый вечер во взаимообмане, соперничая, побеждая и терпя поражения. Все вели себя страстно и расчетливо, но были вместе. Их объединял стол из зеленого сукна и свет горящей свечи. И все это время тлела надежда на перемены к лучшему. Ночь прошла, и те, кто выиграли, оказались по одну сторону светового рубикона, а тот, кто проиграл – по другую. В картине их разделяет не только свет, но и пространство помещения, и движения.

Проигравшего освещают две свечи, которые стоят на столе, поэтому фигура кажется каким-то двойным нимбом темного цвета. Выигравших художник изобразил не освещенными тенями.

Это полотно было последней художественной работой художника. Жизнь в этот период была нелегкая — покровители отвернулись, а он переживал настоящий душевный кризис. Но даже в эти тяжёлые годы, он неустанно продолжал трудиться, создавая удивительные холсты. Труд его был просто колоссальный! Художник до конца был предан искусству.

На картине изображена комната с заядлыми карточными игроками. Она освещена свечами, которые один из мужчин держит в руках. Игроки играли целую ночь, соперничая друг с другом и терпели поражения. На рассвете победители оказались по одну сторону рубежа, а проигравшие — по другую его часть. Неудачника освещают две свечи. Он положил одно колено на сиденье стула в изгибающейся скорбящей позе. Руки мужчины приложены к голове, глаза закрыты. Для него проигрыш подобен смерти. Игроку трудно вынести свой промах.

Другой потерпевший поражение мужчина спокоен и хладнокровен. Он без паники докуривает сигарету, положив руку на стол вверх ладонью. Этот жест показывает печаль и лишение. Выигравшие двое мужчин находятся на неосвещённой стороне комнаты. Один из них стоит, заложив руки за спину. Он рад своему успеху, и выделяется среди товарищей восторженной и горделивой позой. У него всё лучшее впереди, и он готов на новые победы. Игрок у ширмы сидит на стуле с поднятыми вверх руками, запрокинув голову назад. Он ликует, произнося вслух хвалебные речи.

В работе использованы светло-серые тона с преобладанием тёмной и красной гаммы. Федотов чётко выделил яркие контрасты, будто два таинственных мира, наполненных радостью и грустью.

Интересна стена с висящими на ней пустыми рамами. Павел Федотов изобразил их, преследуя определённый замысел. Они будто образно олицетворяют троих игроков, среди которых художник видел самого себя в трудные переломные годы жизни.

Он не движется, а они как-то извиваются. Он проиграл, но не паникует и не плачет, а сжимает одной рукой стакан с вином, а другую беспомощно выворачивает ладонью вверх. Несмотря на проигрыш, он кажется смешным: в зубах недокуренная сигара, а на лице какая-то карикатурная гримаса, похожая на улыбку. Проигравший похож на сумасшедшего, он пребывает в трансе, ведя себя отрешенно и безмолвно, как одинокий зритель, который из партера смотрит на актеров, игрок глядит на своих соратников по игре, но не видит их.

Выигравшие шарахаются от яркого света. Они разбегаются во все стороны. Это просто безликие чудовищные фантомы, которые наказаны за победу непонятной для нас мукой. Вроде бы всех троих художник изобразил по-разному, но все они страшные, безжизненные, неестественные.

И эти три пустые души извиваются на фоне голой стены, где висят три пустые рамки и три отражателя нечисти – зеркала.

Вот так мастерски Федотов в «Игроках» показал, как люди, проводившие время за карточным столом, превратились в пустые оболочки.