Анализ картины Павла Федотова Прогулка - Павел Федотов
Анализ картины Павла Федотова Прогулка

Анализ картины Павла Федотова Прогулка

Известный живописец девятнадцатого века, родоначальник критического реализма, Павел Андреевич Федотов увлекался рисованием с раннего детства, но не считал свое увлечение – талантом, не видел себя художником. Служил, как и многие дворяне, в Петербурге, кроме рисования, увлекался другими видами искусства – превосходно играл на гитаре, исполнял романсы. Стремясь развить свои художественные навыки, брал уроки у преподавателей из Императорской Академии Художеств, по свидетельствам современников, делал большие успехи.

«Прогулка» Павла Федотова представляет собой групповой портрет и одновременно жанровую сцену. Взгляд охватывает часть улицы, фигуру часового у будки, гуляющую пару. Столбы со скульптурами львов по сторонам выделяют центральную группу. Движение, начатое шагающим Федотовым, замедляется фигурой отца и заканчивается фигурой сестры. Создается впечатление, что художник специально остановил момент прогулки и представил себя со своими спутниками. Федотов замечательно передает портретное сходство, что подтверждает сравнение с другими его портретами персонажей акварели. В облике изображенных есть некоторая старомодность, а в самой прогулке – вызывающая симпатию наивная церемонность.

Вполне возможно, что художник неосознанно придает оттенок торжественности этому совместному выходу. Именно в Москве с 1826 по 1833 год он учился в 1-м Московском кадетском корпусе. Только четверо лучших воспитанников получили назначения в гвардейские полки, в их числе был и Федотов. В чине прапорщика «по высочайшему повелению» он был направлен в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербург. В 1837 году Федотов впервые приехал в Москву уже гвардейским офицером и запечатлел это событие в акварели «Прогулка».

Небольшую картину Федотова сложно отнести к какому-то определенному жанру, скорее, ее можно назвать зарисовку сцены из его личной жизни, досуг, проводимый в кругу близких людей, который так редко получалось реализовать из-за продолжительной службы. Прогулка в узком семейном кругу: сам художник, его сестра и отец проходила в 1837 году, по одной из оживленных московских улочек.

Некоторая непропорциональность фигур, одежд­­, недостаточность перспектив объясняется на тот момент еще относительно невысоким владением художником всевозможных техник. Более поздние работы Федотова отличаются большей реалистичностью, образы, изображаемые им, не выглядят так «кукольно», как, скажем на картине «Прогулка».

Возникает вопрос: почему же Федотов решил зарисовать именно эту встречу? Чем она так дорога художнику? Дело в том, что из-за интенсивной службы, художник был очень ограничен во времени, которое мог проводить со своими близкими и родными, также он не мог отдаться творчеству сполна, что сильно довлело над ним.

Федотов изображает себя в парадном мундире офицера лейб-гвардии Финского полка. Можно распознать на заднем плане еще зеленые листья, но прохожие одеты по-осеннему тепло. Место для теплой встречи с родными художник нашел именно в начале золотой осени.