Анализ картины Николая Рериха Гонец - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Гонец

Анализ картины Николая Рериха Гонец

Знаменитый Николай Рерих с юного возраста подавал большие надежды как будущий художник. На выпускном экзамене в 1897 г. после завершения обучения основам художественного мастерства у Куинджи Рерих зажег свою путеводную звезду в безграничный мир живописи – представил на суд общества первую картину «Гонец».

Итоговая работа его получила множество положительных отзывов, и Рериху официально присудили звание художника. Добавила уверенность в своих силах новому таланту заинтересованность «Гонцом» писателя Толстого и в итоге приобретение ее в галерею Третьяковым.

Картина впервые экспонировалась на выставке в Императорской Академии художеств в 1897 году. Рерих получил за нее звание художника, П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. Но дальнейшие планы автора по написанию «Славянской серии» были осуществлены не полностью, в том числе из-за скорой смерти П. М. Третьякова, поддержавшего в свое время замысел создания этого цикла.

Картина Николая Рериха «Гонец. Восста род на род» была написана в родовом имении семьи Рерихов Извара, расположенном недалеко от Гатчины. Извара оказала существенное влияние на становление личности Рериха и на его творчество. Именно здесь художник еще в гимназические годы серьезно увлекся археологией. Он вспоминал, что окрестности имения окружали обширные курганные поля, скрывавшие древности и захоронения X–XIV веков. По заданию Археологического общества художник участвовал в раскопках в окрестностях Санкт-Петербурга, в том числе в раскопках под руководством Льва Ивановского, проходивших в 1894 году близ имения Рерихов. «Щемящее приятное чувство первому вынуть из земли какую-либо древность.

Непосредственно сообщиться с эпохой давно прошедшей. Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертываются чудесныя картины… Словно бы синей становится небо … Полноводныя реки несут долбленые челны. На крутых берегах защищенные валом и тыном, с насаженными по кольям черепами, раскинулись городки. Дымятся редкия деревушки… У мужчин зверовые шапки, рубахи, толстыя шерстяные кафтаны… на ногах лапти..» – так позднее описывал автор впечатления от раскопок в своих литературных заметках. Реальные археологические находки становились для живописца проводниками в загадочный мир далекого прошлого, воплощаясь в темах его картин. Буквально каждую строчку этих воспоминаний можно отнести к полотну «Восста род на род».

Темной ночью по тихой полноводной реке плывут представители одного из враждующих племен. Рог месяца едва освещает им путь. Художник детально, до мелочей подробно описывает на картине особенности рельефа местности: высокий берег реки, избранный противоборствующим племенем для защиты своего поселения, обнесен тыном и усилен сторожевыми постами. Рериха привлекают подробности быта древних славян: лодка-однодневка, вырубленная из цельного куска дерева, одежда, сплетенная из из рогожи, “зверовые” шапки, лапти, – все это дала им сама природа. Изображение словно оживляет литературное описание автора, пробуждая интерес зрителя к истории Древней Руси, позволяет ему полнее проникнуться духом времени.

Рерих изначально стоял на перепутье, одинаково увлеченный изобразительным искусством и археологией, этнографией, но остановиться только на одной отрасли так и не смог. Это читается в полотне «Гонец». На холсте юный творец пишет историю, очень древнюю историю, настолько давнюю, что даже не сохранилось о тех временах достоверных данных. Только лишь отголоски 9 века, обрывки, мелкие крупицы собраны в «Повести временных лет», которую с усердием изучал будущий великий художник.

По дошедшим данным в то столетие на славянских землях не было согласия: то набеги варяг, то внутренние стычки. И вот, узнав о предстоящем набеге, спешит гонец на тот берег реки с тревожным сообщением: «восстал род на род». На полотне детально передана архитектура, верования и вся атмосфера той эпохи.

На холме стоит древнерусский городище, частокол вокруг него обвешен черепами коней – стародавний обычай для защиты от несчастий. Картина ночная, безмолвная, два человека в лодке так же тихи и задумчивы: на их веку сбывается христианское пророчество о войнах, остается лишь покорно следовать намеченному пути. Яркий серп луны выглядывает из-за пригорка и освещает округу.

Художнику с первых попыток удалось применить навыки живописца и передать нам свою любовь к тайнам истории.