Анализ картины Николая Рериха Святогор - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Святогор

Анализ картины Николая Рериха Святогор

Картина Николая Рериха «Святогор» написана в один из самых увлекательных периодов жизни художника. Сейчас она хранится в московском Музее народов Востока.

Героическая мощь и непоколебимый дух русских былинных богатырей всегда привлекали живописца и стали темой для нескольких его картин. В самые тяжелые времена для Руси они вставали могучей стеной на рубежах нашей Родины.

Святогор — загадочный персонаж русского эпоса. Очень могуч и силен этот богатырь. Не только нет такого человека, который с ним на бой бы вышел, сам Святогор не может совладать со своей силушкой, тяжело ему её носить в себе. Чувствует, как силушка по жилам его бьётся, переливается. Вырос Святогор выше лесу стоячего. Выпрямится, достанет до облака ходячего. Земля колеблется под его богатырскими шагами. Пойдет по берегу — моря из берегов выливаются. Только и держат еще на себе богатыря Святых Гор утёсы каменные; они одни как-никак выносят на себе его мощь богатырскую. В отличие от других богатырей Святогор всегда живет на Святых Горах и изредка ходит в Святую Русь. И в этом можно увидеть родство русского и индийского эпоса. (360×479, 51Kb)

Н. К. Рерих писал: «Не удивительно, что в песнях и гаданиях цыган слышится много санскритских слов, ведь цыгане — выходцы из Индии. Гораздо удивительнее, что в песнях русских сектантов оказывались целые санскритские песнопения, хотя и в очень искаженном виде. Сказание об Иосифе — царевиче индийском. Беловодье. Множество санскритских корней в русском языке. Афанасий Тверитянин в Индии. Долгорукий при Акбаре. Если поискать да прислушаться непредубежденно, то многое значительное выступает из пыли и мглы. Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначительном. В языке русском столько санскритских корней. Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, Алтай-Гималаи — два магнита, два равновесия, два устоя. Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подаёт. В каких горах жил Святогор?» (Н. К. Рерих. Избранное)

И на картине трудно определить, на каких горах написан его образ, какие горы он охраняет. Святогор наделен русско-индийскими чертами: одежда богатыря русская, лицо восточное. Внизу подобие собаки, хвост колечком. И будто целый отряд выходит в помощь богатырю — так сказочно переплетаются на полотне облака и вершины гор. У Святогора русская борода — символ мудрости, а брови — совсем такие, как у самого художника. И если внимательно присмотреться, можно увидеть прямое сходство Святогора с портретом самого Мастера. Может быть, он изобразил самого себя, живущего на Святых Горах? Ведь это он изредка «ходит» в Россию и это его сердце тянется к магниту Индии.

Одним из самых малоизученных героев русских богатырских былин является Святогор. Не существует человека, способного одолеть его, однако же и он сам не в силах совладать со своей силушкой богатырскою. Шагает он по земле, выше самых высоких деревьев, может достать до самого неба. Под его могучей поступью дрожит сыра земля и выходят из берегов моря да озера. Только лишь горы способны выдержать его мощь. И вынужден Святогор-богатырь жить всё время в горах, лишь изредка появляясь на Руси. Эти глубокие философские мотивы находят свое подтверждение в древних рукописях на санскрите, связывая невидимой нитью фольклор русский и индийский. Именно к этой теме и обращается Рерих.

Художник написал «Святогора» во время своей интересной, но в то же время опасной экспедиции по Гималаям. Помимо своей известнейшей серии пейзажей, он обращается к древнерусскому сюжету. Мы не можем знать, какие горы окружают Святогора – расположенные на Русской земле или же это Гималаи. Также и в самом образе богатыря угадывается двойственность – русская борода и атрибуты воина – шлем и кольчуга у него сочетаются с восточными чертами лица. В лице Святогора также можно усмотреть черты самого Николая Рериха, ищущего мудрость русского человека в далеких индийских горах.