Анализ картины Николая Рериха Гора пяти сокровищ - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Гора пяти сокровищ

Анализ картины Николая Рериха Гора пяти сокровищ

Николай Константинович Рерих – один из лучших пейзажистов всех времен. Больше всего его всегда привлекали горы. Он считал, что именно в них наше спасение и наше будущее. Это неприкрытое восхищение творениями природы и запечатлел мастер на холсте.

Канченджанга — пять сокровищ великих снегов — третья по высоте вершина мира (8586), наивысшая точка Индии. До открытия Эвереста многие годы считалась высочайшей точкой Земли.

Канченджанга была одной из любимых вершин Рериха. Её он запечатлел во многих своих работах.

Художник писал: «Кан-чен-цзонд-нга — пять сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовётся эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ Мира. Какие это сокровища? Золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: «Придёт время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество». Конечно, не физическою, но духовной пищей…

Название картины Николая Рериха Гора пяти сокровищ – это отсылка к древней Индийской легенде. Считается, что когда на нашей планете не останется ни еды, ни воды, то нас спасут эти горы. Они накормят нас, напоят. Но пища их будет невидимой, неосязаемой. Величественные горы смогут утолить наш голод духовный.

Они как учителя откроют нам все тайны, заставят думать. Этой пищи хватит нам, людям, чтобы продолжить жить. Рерих долгое время изучал философию восточных стран, поэтому для него эти горы имеют особое значение. Он искренне верил в их волшебную силу.

Второе название картины – «Два мира». О каких мирах идет речь? Скорее всего, автор работы говорит о мире духовном и телесном. Горы воплощают в себе оба этих мира. Их телесная оболочка – незыблемые многовековые скалы. Именно этот мир и открывается несведущему человеку при виде гор. Духовный мир Гималаев спрятан от людей. Они скрывают внутри себя историю человечества, историю нашей планеты. Когда смотришь на них, то невольно начинаешь задумываться о будущем, о жизни. Видимо, это и есть духовная составляющая гор. Мастеру удалось передать эти два мира лишь с помощью кисти и красок.

На данной картине Рерих изобразил гору Канченджанга – ранее считавшуюся самой высокой точкой планеты. К этим горам приходят тысячи паломников и путешественников. Одним из них был и Рерих. Художник использует в работе холодную цветовую гамму. На переднем плане – густой туман, который полосами ложится на горный хребет. Сзади – горы. Они словно ледяные глыбы разрезают туманную завесу и предстают перед нами во всей величественной красе.