Анализ картины Николая Рериха «Странник Светлого града - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха «Странник Светлого града

Анализ картины Николая Рериха «Странник Светлого града

Николай Рерих уникальная личность в русской истории. Он был художником, писателем, философом и археологом. Много путешествовал и был общественным деятелем. За свою жизнь написал семь тысяч полотен.

Рерих внес свой вклад в церковное наследие страны, занимался проектированием и росписью храмов. Его творчество было оценено при его жизни, выставки всегда имели много посетителей. По всему миру создано множество музеев, посвященных Николаю Рериху. Его деятельность включала в себя различные сферы жизни.

Рерих создал экспедицию в Азию, что повлияло на всю его жизнь и творчество. Также он провел несколько лет в эмиграции начиная с 1917 года. Под влиянием Азии, учений древних мудрецов, Индийских и Тибетских лам, он создает литературные труды и полотна, посвященные странствиям и поискам истины. Все они производят впечатления на зрителей по всему миру.

Картина «Странник Светлого Града» Николая Рериха – это одна из работ посвященная душевным поискам истины. На картине изображен путник, который после долгой дороги наконец нашел чудесный город. Что это? Шамбала или Беловодье? Места, которые ищут миллионы странствующих по всему все свету, чтобы получить ответы и познать знания древних мудрецов. Рерих изобразил в этом дивном городе храмы, чтобы показать, что не может быть истины без религии.

Мир и гармонию в душе можно найти только через Бога. Все в этом месте говорит о том, что путник найдет свой центр мира. Дивная страна, где-то высоко в горах, о которой писалось еще тысячелетия назад. Она словно уходит в небеса. Земной рай, наполненный светом, умиротворением и смыслом бытия.

Сюжет картины переплетается со всеми остальными полотнами, написанными Рерихом о поиске Шамбалы, города Богов, Беловодья и центра мира.

В картине «Странник Светлого Града», как и в эссе «Град Светлый», Николай Рерих обращается к молодёжному мистическому сообществу в Советской России, описанному Михаилом Артемьевым в статье «Братство Светлого Города».

«Идите по миру и смело зовите всех в Светлый город. Учитесь теперь же жить в свободе и общине. Говорите всем: «Не наполнится чаша Светлого города, как час придет»».

Святой город на картине во многом напоминает Псково-Печорскую обитель, которую Рерих называл «Чудесным местом…по уютности, по вековому покою, по интересным строениям с которым мало что сравняется во всей средней Руси».

На картине Николай Рерих четко разделил планы: «Святой Руси» — святой город с «озером живой воды», обрамленные синими горами, которые венчает нежно-бирюзовое небо и сияющее облачное строение. Этот план наполнен легкостью, светлыми сияющими красками холодных небесных тонов. Второй план — сам путник, его дорога и ближайший холм написаны в темных, коричнево-лиловых тонах, что говорит о земном, человеческом начале, подобном мешку за плечами путника — он идет из мира скорбей, возможно тяжесть их он несет с собой.

Легенда о святом православном городе, где царит правда и закон Божий, вдохновляла многих духовных искателей, но дойти туда можно, только следуя одним из духовных путей, в «тоске по духовному совершенству»: «Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут 4 братства: Иоанново, восточное братство, религиозного творчества и проповеди духа; Бояново, северное братство магии искусства; Пифагорейское, западное братство науки и философии; Микулино, южное братство любви и жертвы»…

«Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа…. За белыми горами звонят колокола обителей».

Картина находится на хранении в Музее Рериха. Нью-Йорк.