Анализ картины Николая Рериха Святой Сергий Радонежский - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Святой Сергий Радонежский

Анализ картины Николая Рериха Святой Сергий Радонежский

Картина Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский», написанная в 1932 г., изображает преподобного Сергия. Любовь к образу этого чудотворца Рерих пронес через всю свою жизнь.

Святой Сергий стоит на переднем плане, на холме цвета, напоминающего цвет необожженной глины. Его фигура высокая и статная, гармоничная во всем, лик величествен и добр, а нимб, одежда и знак триединства дают нам понять его высокое положение, подчеркивают его мощь и значимость. В руках он держит прекрасный храм – символ храма души человеческой. Чудотворец Сергий напутствует войско и молится за его благополучное возвращение.

Когда закончилась многотрудная и опасная экспедиция Николая Константиновича Рериха и его верной команды по Центральной Азии, он решил остаться жить в Индии и остановился на долине Кулу, где и провел плодотворные годы (1928–1947). Там был основан Институт гималайских исследований «Урусвати», что означает «Свет утренней звезды». Там художник систематизировал уникальный материал, собранный в экспедиции, там он написал множество картин.

Не кажется ли странным, что, живя в предгорьях Гималаев, художник обращается к изображению русского святого? Нет. Имя этого великого старца присутствует в мыслях и картинах Рериха в разные годы. Еще в 1921 году, впервые побывав в Америке, он пишет «Храм во имя св. преподобного Сергия в Америке», а уже живя в Кулу, создает полотно «Свято-Сергиева часовня на путях в Гималаи».

Стоящий на невысоком пригорке Сергий благословляет русскую рать, отправляющуюся на Куликовскую битву. В руках его на плате – белокаменный храм, что воспринимается как стилизованное изображение Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Справа от преподобного – образ Спаса Нерукотворного – не хоругвь или икона, скорее, это напоминает картину, нижняя часть которой срезана. Есть тут едва намеченное войско, схематически решенная Лавра, а вверху полотна художник поместил Всевидящее Око, древний символ окружающего нас пространства.

В нижней части картины Рерихом была сделана надпись славянской вязью: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий…» – и далее многоточие. Надпись мудрая и провидящая. Жена художника, Елена Ивановна Рерих, предрекала: «Пробьет час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к Родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного… за Святыню отечества, за достоинство свое, за благо народов!»

Шлемы воинов, идущих на ратный подвиг, видны за холмом. Они шагают ровными рядами, гордо неся красные знамена. Они идут в бой храбро и достойно, осознавая силу помощи преподобного Сергия и русской церкви, стоящей вдалеке и раскрашенной удивительно сочетающимися цветами. Даже в небе видны проявления небесной помощи: оно необыкновенно синее и переходит в белоснежно-желтые оттенки, будто от яркости нимба и духовного света Сергия. Да и грязные облака очищаются, становясь белее, что символизирует очищение земли от разных пороков и дурных мыслей.

Всевидящее Око, ясно проступающее сквозь густые черные облака – это глаз Создателя, который далек и невидим для людей, но все же постоянно наблюдает за ними и хранит их. Вообще, на ранних русских иконах часто можно увидеть Око, но в таких поздних работах оно появляется довольно редко.

Все полотно пропитано духовностью, справа снизу даже вина икона с Ликом Христа-Спасителя.

Величайший подвижник Русской земли Святой Сергий – это образ воспитателя, учителя и заступника для всего народа и во все времена. При жизни этот человек всеми силами стремился объединить Русь и добиться ее нравственного возрождения. Он сплачивал воинов перед многими походами, и именно в таком образе он предстал перед нами на этой картине.