Анализ картины Николая Крымова Под солнцем - Николай Крымов
Анализ картины Николая Крымова Под солнцем

Анализ картины Николая Крымова Под солнцем

Крымов – известный советский живописец, педагог. Картина «Под солнцем» Николая Крымова – яркий пример русского импрессионизма. Полотно в некоторой степени напоминает картины Ван Гога – такие же поочередно, друг за другом наносимые мазки, создающие фактуру и образующие ритм, движение, те же контрастирующие и несколько неправдоподобные, но яркие и живые цвета.

На первый взгляд, картина кажется простой двухмерно плоской, двухцветной композицией, совершенно невыразительной, более походящей на гобелен или вышивку. И важно отметить,

что основные правила композиции здесь соблюдены – построение свободное, не перегруженное, круговое цветовое пятно в левой нижней части, в правой верхней, и маленькие пятнышки в центре.

Потом уже, вглядываясь можно заметить, что здесь изображено – скошенное ярко желтое ржаное поле, гуси, пасущиеся на нем и стремятся укрыться в прохладную тень от палящего солнца, стог убранного сена, зеленый деревья вдалеке, отбрасывающие такие же яркие голубые тени… а за ними – безоблачное прозрачное летнее небо… Небо толком на картине не обозначено, основное внимание направлено на близкую к нам тень и на гусей.

Хоть полотно и стилизовано, в картине чувствуется динамика, переданная посредством линий, и изображаемое вполне реалистично передано, в особенности рожь и фактура ее.

Как говорил сам художник, чтобы передать материал предмета, его фактуру, необходимо уловить его природный оттенок, тон и светосилу. Понятие живописи он определил как именно возможность и способность передачи тона материала, а отсутствие тона охарактеризовал как отсутствие самого материала.

Крымов был не только известным в СССР художником, но и педагогом. Многие полотна до сих пор не оставляют зрителей равнодушными. Его картина «Под солнцем» относится к экспрессионизму. Что-то в ней есть общего с картинами Ван Гога: такие же мазки, которые лежат друг на друге. С их помощью создавалась фактура, передающая движение. Причем они полны контраста, таких цветов в жизни не существует, но их яркость и живость восхищают уже несколько поколений любителей живописи.

Если смотреть на полотно в первый раз, то она кажется плоской, имеющей всего два цвета. Такой колорит больше подходит для гобеленов и вышивки. Но художник не отступает от основных правил композиции: на полотне ничего не перегружено, левая часть имеет круглое пятно основного цвета внизу слева и вверху справа. Центральная часть представлена маленькими пятнышками. Но если посмотреть на полотно внимательно, то становится понятно, что изображено поле, на котором растет спелая рожь, здесь же, пасутся гуси. Они бегут в тень растущих деревьев, стараясь спастись от жаркого солнышка. Чуть поодаль стоит стог сена, от зеленых деревьев отходят тени голубого цвета. Над всем этим великолепием простирается небо, притягивающее взоры своей прозрачностью и полным отсутствием облаков. Хотя не небо главное в картине, а тени и гуси. Благодаря линиям происходит стилизация, а само изображение кажется натуральным. Особенно это касается ржи и ее фактуры. У самого Крымова было свое видение своих произведений. По его словам не просто было просто нарисовать предметы, передавая их фактуру.

Главное, суметь увидеть оттенки, тон, силу света, такими, как создала их природа. Еще он говорил, что живописью можно назвать только те полотна, которые передают тон материала. Если же этого не происходит, то и сам материал можно считать отсутствующим.