В легкой дымке рассвета, немного примерзнув от свежести раннего утра, спит под деревом мальчик – пастух. Сразу становится понятно, что провел он здесь всю ночь. Его подопечные пасутся рядом, но за всю ночь так и не сомкнули глаз. Они спокойно пасутся неподалеку, чтобы немного присматривать за хозяином, но, в то же время, не мешать ему.
Не замечая того, что уже светает, его лицо умиротворенно и спокойно, еще находится во власти сна. Находясь в контрасте, небо и темный лес вступают в неравную схватку за территорию, однако, и так понятно, что ночи не скоро взять верх. Пробиваются первые слабые лучи, но на небе еще царит ночное спокойствие и легкие тучки не торопятся покидать пристанище.
Лес просыпается и на пригорке появляется силуэт маленького пастушка в окружении скота. Стараясь не потревожить его сон, заботливо приглядывают за пастухом его подопечные. Очевидно, мальчик провел в лесу всю ночь, доверяя своим верным спутникам. Мгла еще не покинула чертоги леса, а за горизонтом уже просыпается зарево. Утренние лучи освещают детские скулы, оставляя еще на некоторое время его в царстве Морфея. Медленно заря отвоевывает территорию у холодной ночи, час которой уже подходит концу. Только набирающие силу лучи, копьями прорезают задержавшиеся на поверхности земли тени, уходящие медленно и вольготно, отступая лишь на время. Еще не наступило беспокойное утро. Лес кажется вымершим. Ветви деревьев словно боятся шелохнуться. Укутанный покрывалом ночи, лес не торопится просыпаться. Только солнце, озаряющее небосвод, ждет пробуждения птиц и зверей, терпеливо раздвигая заросли леса тонкими лучами.
Спокойствие, которое нашел мальчик под раскидистыми ветками тяжелого старого дуба, повествует нам о его неподдельной любви к этому месту. Не смотря на сумрак и пугающие тени ночного леса, он доверил свой сон старому дубу. Где-то вдали яркими сочными красками переливается небо. Благодаря такому явному контрасту утра и ночи, зари и сумерок, автор дает нам ощущения победы света над ночной тьмой. Как жар-птица пролетая над тьмой, избавляет землю от страхов и кошмаров, которые скрываются под покровом ночи. Глядя на отсутствие плавных переходов, удивляешься мастерству художника, так как картина выглядит едины целым, полностью завершенной композицией. Мы, как сторонние наблюдатели, ощущаем покой и умиротворение, не подвластное даже ветру.
Золотистыми ленточками виднеется утреннее небо сквозь плотные и тяжелые ветви деревьев. Густо поросший лес, в своем мрачном обличии ночи, стоит недвижимо, нигде не видно ни зверька, ни птицы – все еще спят. Даже ни травинка, ни сучок не показываются ото сна. Лишь только золотое небо и ярко-голубые с синеватыми проблесками небо извещают пастушонка о рассвете.
Судя по умиротворению на лице мальчика, это место ему очень нравится, здесь он чувствует себя в безопасности и спокойствии. Повернувшись к лесу лицом, он как будто доверяет ему свои сны, отдает себя на защиту природе.
Плавных переходов от тени к свету нет, так как автор хотел изобразить зарю именно как победителя над мраком ночи, как завоевателя, который своими решительными действиями и напором, берет города. Художник показал нам тонкость перехода от ночи ко дню, от тьмы к свету, от смерти к жизни. Нет границ, все едино в своем постоянстве и зависимости. Без темных тонов и мрачного леса не была бы настолько заметна разница между ночью и днем.
Зритель в картине увидит покой и услышит тишину, которую даже назойливые сверчки не нарушают.