Анализ картины Натальи Гончаровой Павлин под ярким солнцем - Русские художники
Анализ картины Натальи Гончаровой Павлин под ярким солнцем

Анализ картины Натальи Гончаровой Павлин под ярким солнцем

Наталия Сергеевна Гончарова, как известно, является родственницей Наталии Николаевной Гончаровой – жены великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Талантливая художница обучалась в московском училище искусства и живописи, зодчества и ваяния.

Формируясь в творческом направлении под влиянием Трубецкого, Коровина, Волнхина и Ларионова, за которого она в последствии вышла замуж, Наталия Сергеевна участвовала во множестве популярных выставок, как, например, знаменитый «Бубновый валет» или «Мир искусства».

Начиная с 1915 года Гончарова работала вместе со своим мужем над оформлением парижских спектаклей, в том числе «Золотой петушок» Дягилева, набирающий стремительную популярность в то время. Много путешествуя по миру, Наталия Гончарова окончательно заявила о себе как о крупнейшем русском авангардисте, а также положила начало развития неопримитивизма.

Картина «Павлин под ярким солнцем» относится к целой серии полотен с одноименным названием «Павлины». При написании этой серии Гончарова была сильно воодушевлена лучизмом – одно из направлений авангардизма (иначе – районизм).

Примитивистский язык художественного написания Гончаровой обладает особым очарованием: яркие экзотические птицы образуют в композиции картины определенного рода знак, обладающий высокой выразительностью. Изящество этой колоритной птицы показано в горделивом профиле. Гончарова соединила в этом полотне и мотивы русского народного творчества, и древнегреческую живопись.

Фронтально повернутый, раскинувшийся пышным веером, хвост павлина привлекает внимание своей яркостью, насыщенностью цветов. Внутреннее, еле уловимое свечение цветов картины напоминает перелив драгоценных камней на солнце. Палитра цветов изображена на картине, да и сама абстрактная композиция чем-то походит на форму палитры художника. Роскошный павлин, созданный Наталией Гончаровой, символизирует первозданную красоту природы и бессмертия этой природы.

Картина Гончаровой «Павлин под ярким солнцем» находится в Третьяковской галерее с 1929 года, когда был расформирован легендарный Музей живописной культуры, а его коллекции распределили между музеями страны. Несмотря на то, что уже тогда начала меняться политика государства по отношению искусству и произведения художников-«формалистов», а тем более, эмигрантов становились нежелательными, Третьяковская галерея добилась передачи в свое собрание ряда работ Наталии Гончаровой.

«Павлин под ярким солнцем» входит в серию «Художественные возможности по поводу павлина», созданную художницей в конце 1900 – начале 1910-х годов. В этой серии картин она обращалась к разным стилям – от ассиро-вавилонского до футуристического. Впервые «Павлины» были показаны на выставке «Ослиный хвост», проходившей в 1912 году в помещении московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Кроме названного произведения, в серию входили: «Павлин (китайский стиль)», «Павлин под ветром (стиль футуристов)», «Белый павлин (стиль кубистов)», «Весенний павлин (стиль русской вышивки)». Гончарова никогда не боялась, что ее обвинят в подражании кому-либо, и пользовалась приемами разных стилей, от примитивизма до футуризма. Она считала, что в творчестве можно использовать все стили, находя в любом образце возможность для современного истолкования.

Разумеется, она оставалась при этом художником ХХ века, будучи во всеоружии современных знаний и понимания самоценности каждого стиля. Искренность, с которой художница выражает свои чувства, сближает ее позицию с отношением анонимного народного мастера, но при этом спасает от стилизации, несовместимой с истинным художественным творчеством. В картине «Павлин под ярким солнцем» собственно египетского стиля гораздо меньше, чем фовизма и экспрессионизма, но не в этом суть синтетического искусства Гончаровой. Под яркими солнечными лучами сияет первозданной красотой красок диковинная жар-птица, возвращая человеческому глазу дикарскую остроту зрения и, вместе с нею, неисчерпаемый источник забытых наслаждений.